Номер 171, страница 79 - гдз по русскому языку 6 класс учебник Мурина, Игнатович

Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Мурина Л. А., Игнатович Т. В., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-571-1

Популярные ГДЗ в 6 классе

Состав слова. Образование слов. Параграф 19. Образование слов. Способы образования слов - номер 171, страница 79.

№171 (с. 79)
Условие. №171 (с. 79)
скриншот условия
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 79, номер 171, Условие Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 79, номер 171, Условие (продолжение 2)

Кр 171. Прочитайте. На что следует обращать внимание при образовании новых слов, чтобы не нарушать словообразовательной нормы?

В книге Корнея Чуковского «От двух до пяти» читаем: «Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, её звали лягавая… Но потом её переназвали, потому что она никого не лягала». Маленькие дети познают мир и создают слова (совсем не осознавая этого) по уже существующим в языке образцам.

Фантазительный — по аналогии (по образцу) с удивительный, восхитительный. Удивительный — тот, который может удивить. Восхитительный — тот, который может восхитить. А фантазительный? Фантазить?!

Переназвали — назвали заново. Верно, но лошадь — живое существо. Ей дают имя (кличку), а не название.

«Лягавая — та, которая лягает», — думал ребёнок. Неверно. Сравним: кудрявая — та, которая имеет кудри; прыщавая — та, которая имеет прыщи. Похожие прилагательные образованы от слов другой части речи с помощью других суффиксов.

Решение 1. №171 (с. 79)
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 79, номер 171, Решение 1
Решение 2. №171 (с. 79)
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 79, номер 171, Решение 2
Решение 3. №171 (с. 79)

При образовании новых слов, чтобы не нарушать словообразовательные нормы, необходимо опираться на существующие в языке модели и учитывать ряд ключевых аспектов, которые демонстрирует анализ примеров из текста.

Фантазительный

Это слово образовано ребёнком по аналогии с прилагательными удивительный (от удивить) и восхитительный (от восхитить). Ошибка заключается в том, что выбранная словообразовательная модель (присоединение суффикса -тельн-) не подходит к производящему глаголу фантазировать. Данный суффикс обычно сочетается с глагольными основами на -и-, в то время как глагол фантазировать имеет в своей структуре суффикс -ирова-.
Таким образом, необходимо обращать внимание на морфемную структуру производящего слова. Выбираемый аффикс (суффикс, приставка) должен быть совместим с производящей основой.

Переназвали

Здесь ошибка носит лексико-семантический характер. Хотя слово переназвали структурно образовано верно (приставка пере- со значением «заново» + глагол назвать), его употребление в контексте рассказа о лошади является неточным. Живым существам дают имена или клички, а неодушевлённым предметам — названия. Более уместным и стилистически верным было бы слово переименовали.
Следовательно, важно учитывать лексическое значение и сочетаемость как исходного слова, так и создаваемого, а также его уместность в конкретном контексте.

Лягавая

В этом случае ребёнок неверно выбрал словообразовательную модель, применив образец, характерный для другой части речи. Слово лягавая («та, которая лягает») создано по аналогии с прилагательными кудрявая (от существительного кудри) и прыщавая (от существительного прыщи). Однако модель образования прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ав-/-яв- не может быть применена к глаголу лягать.
Отсюда следует, что при образовании нового слова необходимо строго учитывать, к какой части речи относится производящее слово, и выбирать аффиксы, предназначенные для работы именно с этой частью речи.

Итак, при создании новых слов следует обращать внимание на:

  • Выбор правильной словообразовательной модели, соответствующей существующим в языке образцам.
  • Характеристики производящей основы: её принадлежность к определённой части речи, морфемную структуру и лексическое значение.
  • Совместимость присоединяемых морфем с основой по формальным и смысловым признакам.
  • Стилистическую и семантическую уместность нового слова в речи.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 6 класс, для упражнения номер 171 расположенного на странице 79 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №171 (с. 79), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Игнатович (Татьяна Владимировна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.