Проверяем себя, страница 196 - гдз по русскому языку 6 класс учебник Мурина, Игнатович

Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Мурина Л. А., Игнатович Т. В., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-571-1

Популярные ГДЗ в 6 классе

Правописание имён прилагательных. Параграф 57. Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных - страница 196.

Проверяем себя (с. 196)
Условие. Проверяем себя (с. 196)
скриншот условия
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 196, Условие

1. Расскажите об имени прилагательном как части речи.

2. Охарактеризуйте разряды прилагательных по значению.

3. Расскажите о написании не с прилагательными. Приведите примеры.

4. Объясните правописание н и нн в прилагательных. Приведите примеры.

5. Каковы условия написания суффиксов -к- и -ск-? Приведите примеры.

6. Расскажите о правописании сложных прилагательных.

Решение 1. Проверяем себя (с. 196)
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 196, Решение 1 Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 196, Решение 1 (продолжение 2) Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 196, Решение 1 (продолжение 3)
Решение 2. Проверяем себя (с. 196)
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 196, Решение 2 Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 196, Решение 2 (продолжение 2) Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 196, Решение 2 (продолжение 3)
Решение 3. Проверяем себя (с. 196)

1. Расскажите об имени прилагательном как части речи.

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чьё?, чьи?.

Морфологические признаки прилагательного:

  • Изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому относится. Например: красивый стол (м.р., ед.ч., им.п.), красивая картина (ж.р., ед.ч., им.п.), красивые цветы (мн.ч., им.п.).
  • Качественные прилагательные могут иметь полную (красивый) и краткую (красив) формы.
  • Качественные прилагательные имеют степени сравнения: сравнительную (красивее, более красивый) и превосходную (красивейший, самый красивый).

Синтаксическая роль в предложении:

  • Чаще всего является определением. Например: На столе лежала интересная книга.
  • Может быть сказуемым (обычно в краткой форме или как часть составного именного сказуемого). Например: Вечер был тихий. Погода хороша.

2. Охарактеризуйте разряды прилагательных по значению.

По значению имена прилагательные делятся на три разряда:

  • Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Они характеризуют предмет по форме, цвету, размеру, запаху, весу, температуре и внутренним качествам. Особенности качественных прилагательных:
    • имеют степени сравнения (сильный – сильнее – сильнейший);
    • имеют краткую форму (сильный – силён);
    • сочетаются с наречиями степени (очень сильный);
    • могут образовывать антонимы (сильный – слабый).
    Примеры: белый, добрый, высокий, горячий, молодой.
  • Относительные прилагательные обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету, материалу, месту, времени или действию. Эти признаки не могут проявляться в большей или меньшей степени. Особенности относительных прилагательных:
    • не имеют степеней сравнения;
    • не имеют краткой формы;
    • не сочетаются с наречиями степени.
    Примеры: деревянный (из дерева), городской (относящийся к городу), весенний (относящийся к весне), читальный (предназначенный для чтения).
  • Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопрос чей?. Они образуются с помощью суффиксов -ин (-ын), -ов (-ев), -ий (-ья, -ье). Примеры: мамин платок, отцов дом, лисья нора, волчий след.

Следует отметить, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой в зависимости от контекста. Например, лисий хвост (притяжательное) → лисья шуба (относительное, из меха лисы) → лисья хитрость (качественное, хитрость как у лисы).

3. Расскажите о написании не с прилагательными. Приведите примеры.

Частица не с именами прилагательными может писаться как слитно, так и раздельно.

Слитно не пишется в следующих случаях:

  • Если прилагательное не употребляется без не. Например: ненастный, небрежный, невзрачный, нелепый.
  • Если прилагательное с не можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением. Например: небольшой (то есть маленький), невесёлый (то есть грустный).

Раздельно не пишется в следующих случаях:

  • Если в предложении есть противопоставление с союзом «а». Например: река не глубокая, а мелкая; ответ не верный, а ошибочный.
  • Если отрицание усиливается словами далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не. Например: вовсе не интересная книга; далеко не простое решение.
  • С относительными и притяжательными прилагательными, так как они не образуют нового качества с приставкой не-, а лишь отрицают признак. Например: стол не деревянный; часы не золотые; сумка не мамина.
  • С прилагательными в сравнительной степени. Например: не выше, не лучше, не интереснее.
  • С краткими прилагательными, которые не имеют полной формы или имеют иное значение в полной форме (не рад, не должен, не намерен, не готов).

4. Объясните правописание н и нн в прилагательных. Приведите примеры.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных зависит от того, от какой части речи и с помощью какого суффикса образовано слово.

Одна буква Н пишется:

  • В прилагательных, не имеющих суффикса (первообразных). Например: юный, синий, зелёный, румяный.
  • В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-. Например: кожаный, песчаный, серебряный, гусиный, пчелиный.
  • Исключения, которые пишутся с НН: оловянный, деревянный, стеклянный.

Две буквы НН пишутся:

  • В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -онн-, -енн-. Например: революционный, лекционный, соломенный, клюквенный.
  • Исключение: ветреный (но с приставкой пишется НН: безветренный).
  • В прилагательных, образованных от существительных, основа которых оканчивается на , с помощью суффикса -н-. Например: сон — сонный, камень — каменный, карман — карманный, лимон — лимонный.

В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полной форме. Например: ценная вещь — вещь ценна, длинная дорога — дорога длинна, пустынные улицы — улицы пустынны.

5. Каковы условия написания суффиксов -к- и -ск-? Приведите примеры.

Выбор между суффиксами -к- и -ск- в относительных прилагательных зависит от основы существительного, от которого они образованы.

Суффикс -к- пишется:

  • В качественных прилагательных, которые имеют краткую форму. Например: низкий — низок, узкий — узок, резкий — резок.
  • В относительных прилагательных, образованных от существительных, основа которых оканчивается на к, ч, ц. При этом происходит чередование согласных к, ч // ц. Например: рыбак — рыбацкий, ткач — ткацкий, немец — немецкий.

Суффикс -ск- пишется:

  • В относительных прилагательных, образованных от основ на все другие согласные (кроме к, ч, ц) и на гласные. Например: француз — французский, Кавказ — кавказский, флот — флотский, город — городской, Русь — русский.
  • В прилагательных, образованных от географических названий на -ск, пишется -ск-: Дамаск — дамасский.

6. Расскажите о правописании сложных прилагательных.

Сложные прилагательные, образованные из двух или более основ, могут писаться слитно или через дефис.

Слитно пишутся сложные прилагательные:

  • Образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно. Например: водопровод — водопроводный, пароход — пароходный.
  • Образованные на основе подчинительного словосочетания (одно слово зависит от другого). Например: железная дорога → железнодорожный, сельское хозяйство → сельскохозяйственный, Древняя Русь → древнерусский.
  • Первой частью которых являются слова высоко, низко, глубоко, широко, узко, сильно, слабо, много, мало, густо и др. Например: высококвалифицированный, малонаселённый, сильнодействующий.
  • Первой частью которых является числительное. Например: двухэтажный, пятилетний, сорокаградусный.

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

  • Образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис. Например: юго-запад — юго-западный, унтер-офицер — унтер-офицерский.
  • Образованные из двух или более равноправных основ (можно вставить союз «и»). Например: русско-немецкий (русский и немецкий), научно-технический (научный и технический).
  • Обозначающие оттенки цветов или сочетания цветов. Например: тёмно-синий, ярко-красный, жёлто-голубой.
  • Образованные от сочетания имени и фамилии. Например: романы Жюля Верна → жюль-верновские романы.
  • Первая часть которых — иноязычный элемент, оканчивающийся на -ико. Например: физико-математический, историко-архивный.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 6 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 196 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 196), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Игнатович (Татьяна Владимировна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.