домашний эксперемент, страница 91 - гдз по химии 8 класс учебник Шиманович, Красицкий
Авторы: Шиманович И. Е., Красицкий В. А., Сечко О. И., Хвалюк В. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: синий, розовый с таблицей Менделеева
ISBN: 978-985-03-2941-7
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Глава 2. Важнейшие классы неорганических соединений. Параграф 21. Химические свойства оснований - страница 91.
домашний эксперемент (с. 91)
Условие. домашний эксперемент (с. 91)
скриншот условия
Домашний эксперимент
Известно, что растворы щелочей такие же скользкие, как и мыло. Значит ли это, что мыло реагирует с водой с образованием щёлочи? Чтобы ответить на этот вопрос, растворите немного мыла в теплой воде и в полученный раствор добавьте несколько капель домашнего индикатора — черничного сока или сока краснокочанной капусты. Что вы наблюдаете? О чем это свидетельствует?
Решение. домашний эксперемент (с. 91)
Решение 2. домашний эксперемент (с. 91)
Значит ли это, что мыло реагирует с водой с образованием щёлочи?
Да, это действительно так. Мыло с химической точки зрения является солью, образованной сильным основанием (щёлочью, например, гидроксидом натрия $NaOH$) и слабой кислотой (высшей карбоновой кислотой, например, стеариновой $C_{17}H_{35}COOH$). При растворении в воде такие соли подвергаются гидролизу по аниону.
Рассмотрим этот процесс на примере стеарата натрия ($C_{17}H_{35}COONa$) — одного из основных компонентов твёрдого мыла. При растворении он диссоциирует на ионы:
$C_{17}H_{35}COONa \rightarrow C_{17}H_{35}COO^− + Na^+$
Анион слабой кислоты ($C_{17}H_{35}COO^−$) вступает в обратимую реакцию с водой (гидролизуется):
$C_{17}H_{35}COO^− + H_2O \rightleftharpoons C_{17}H_{35}COOH + OH^−$
В результате этой реакции в растворе накапливаются гидроксид-ионы ($OH^−$), которые и создают щелочную среду. Именно избыток этих ионов придаёт мыльному раствору скользкость на ощупь, характерную для растворов щелочей.
Ответ: Да, мыло при растворении в воде вступает в реакцию гидролиза, в результате которой образуются гидроксид-ионы, создающие щелочную среду.
Что вы наблюдаете?
При добавлении в мыльный раствор нескольких капель домашнего индикатора (сока краснокочанной капусты или черничного сока) можно наблюдать изменение их первоначального цвета. Эти соки содержат природные красящие вещества — антоцианы, которые способны менять свой цвет в зависимости от кислотности (pH) среды.
- Сок краснокочанной капусты, имеющий в нейтральной среде фиолетовый цвет, в мыльном растворе станет синим или сине-зелёным.
- Черничный сок, обычно красно-фиолетовый, изменит свой цвет на синий или зелёный.
Ответ: При добавлении сока краснокочанной капусты или черничного сока в мыльный раствор наблюдается изменение цвета индикатора на синий или зелёный.
О чем это свидетельствует?
Изменение цвета природных индикаторов на сине-зелёные оттенки однозначно свидетельствует о том, что среда в мыльном растворе является щелочной ($pH > 7$). Этот простой эксперимент наглядно доказывает, что в результате растворения мыла в воде действительно создаётся щелочная среда из-за избытка ионов $OH^−$. Таким образом, первоначальное предположение о причине скользкости мыла, основанное на тактильном ощущении, находит своё химическое подтверждение.
Ответ: Наблюдаемое изменение цвета индикатора свидетельствует о щелочной среде мыльного раствора, что подтверждает протекание реакции гидролиза с образованием гидроксид-ионов.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 8 класс, для упражнения домашний эксперемент расположенного на странице 91 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению домашний эксперемент (с. 91), авторов: Шиманович (Игорь Евгеньевич), Красицкий (Василий Анатольевич), Сечко (Ольга Ивановна), Хвалюк (Виктор Николаевич), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.