Исторический источник (3), страница 89, частка 1 - гдз по Истории Беларуси 10 класс учебник часть 1 Кохановский, Кошелев
Авторы: Кохановский А. Г., Кошелев В. С., Темушев С. Н., Черепко С. А., Белозорович В. А., Матюшевская М. И., Риер Я. Г., Ходин С. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Издательский центр БГУ
Год издания: 2024 - 2025
Часть: 1
Цвет обложки: бежевый, зелёный
ISBN: 978-985-553-801-2 (ч. 1), 978-985-553-802-9
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
В контексте всемироной истории
Популярные ГДЗ в 10 классе
Частка 1. Раздел II. Мир в эпоху раннего и высокого средневековья. Первые государства на территории Беларуси. Параграф 7. Государства Раннего и Высокого средневековья на Западе. Вопросы в параграфе - страница 89.
Исторический источник (3) (с. 89)
Условие. Исторический источник (3) (с. 89)
скриншот условия
3. Насколько современное понимание естественных (неотчуждаемых) прав человека схоже с их толкованием в своде законов Юстиниана?
Решение. Исторический источник (3) (с. 89)
Решение 2. Исторический источник (3) (с. 89)
Современное понимание естественных (неотчуждаемых) прав человека и их толкование в Своде законов Юстиниана (Corpus iuris civilis) имеют как точки соприкосновения, так и фундаментальные различия.
Сходство заключается прежде всего в признании самой идеи естественного права (ius naturale). В Институциях Юстиниана утверждается, что «по естественному праву все люди с самого начала рождаются свободными». Эта идея о врожденной свободе является идейным предшественником современных концепций прав человека. Также можно провести параллель между тремя основными предписаниями римского права — «жить честно, не вредить другому, каждому воздавать по заслугам» — и основополагающими принципами современных правовых систем, защищающих права личности.
Однако различия гораздо более существенны. Главное из них — практическое применение этих принципов. Несмотря на декларацию о естественной свободе, римское право и общество легализовали и детально регулировали рабство, что полностью противоречит современному принципу универсальности и неотчуждаемости прав человека.
Ключевые различия можно представить в виде таблицы:
| Критерий | Свод законов Юстиниана | Современное понимание |
| Универсальность | Права зависят от статуса (гражданин, раб, иностранец). Естественное право — философский идеал, который может отменяться гражданским правом (например, институтом рабства). | Права принадлежат каждому человеку от рождения, независимо от статуса, расы, пола и т.д. Они универсальны и неотчуждаемы. |
| Равенство | Общество и право основаны на неравенстве. Существуют значительные различия в правах мужчин и женщин, свободных и рабов. | Принцип формального и фактического равенства всех перед законом является основополагающим. |
| Объем прав | Понятие прав в основном касается частноправовых отношений (собственность, семья, обязательства). Права личности против государства не развиты. | Включает широкий спектр гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, защищающих личность от произвола государства. |
| Источник прав | Основной источник — позитивное право (законы, эдикты). Естественное право — лишь одна из теоретических основ. | Источник прав — само достоинство, присущее человеческой личности. Международные и национальные законы лишь признают и гарантируют их. |
Таким образом, хотя в Своде законов Юстиниана и можно найти истоки идеи о естественных правах, его толкование кардинально отличается от современного. В Риме это была скорее философская концепция, не имевшая прямого и универсального применения, в то время как сегодня неотчуждаемые права человека — это действующая правовая доктрина, лежащая в основе конституционного строя большинства государств и международного права.
Другие задания:
История и современность (1)
стр. 87История и современность (2)
стр. 87История и современность (3)
стр. 87Вопрос (1)
стр. 88Вопрос (2)
стр. 88Исторический источник (1)
стр. 89Исторический источник (2)
стр. 89Исторический источник (3)
стр. 89Вопрос
стр. 89Вопрос
стр. 901
стр. 912
стр. 913
стр. 914
стр. 915
стр. 91к содержанию
список заданийПомогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по Истории Беларуси за 10 класс, для упражнения Исторический источник (3) расположенного на странице 89 для 1-й части к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по Истории Беларуси к упражнению Исторический источник (3) (с. 89), авторов: Кохановский (Александр Генадьевич), Кошелев (Владимир Сергеевич), Темушев (Степан Николаевич), Черепко (С А), Белозорович (В А), Матюшевская (М И), Риер (Я Г), Ходин (С Н), 1-й части учебного пособия издательства Издательский центр БГУ.