Исторический источник (3), страница 89, частка 1 - гдз по Истории Беларуси 10 класс учебник часть 1 Кохановский, Кошелев

История Беларуси (Гісторыя Беларусі), 10 класс Учебник, авторы: Кохановский Александр Генадьевич, Кошелев Владимир Сергеевич, Темушев Степан Николаевич, Черепко С А, Белозорович В А, Матюшевская М И, Риер Я Г, Ходин С Н, издательство Издательский центр БГУ, Минск, 2024, бежевого цвета, часть 1

Авторы: Кохановский А. Г., Кошелев В. С., Темушев С. Н., Черепко С. А., Белозорович В. А., Матюшевская М. И., Риер Я. Г., Ходин С. Н.

Тип: Учебник

Издательство: Издательский центр БГУ

Год издания: 2024 - 2025

Часть: 1

Цвет обложки: бежевый, зелёный

ISBN: 978-985-553-801-2 (ч. 1), 978-985-553-802-9

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

В контексте всемироной истории

Популярные ГДЗ в 10 классе

Частка 1. Раздел II. Мир в эпоху раннего и высокого средневековья. Первые государства на территории Беларуси. Параграф 7. Государства Раннего и Высокого средневековья на Западе. Вопросы в параграфе - страница 89.

Исторический источник (3) (с. 89)
Условие. Исторический источник (3) (с. 89)
скриншот условия
История Беларуси (Гісторыя Беларусі), 10 класс Учебник, авторы: Кохановский Александр Генадьевич, Кошелев Владимир Сергеевич, Темушев Степан Николаевич, Черепко С А, Белозорович В А, Матюшевская М И, Риер Я Г, Ходин С Н, издательство Издательский центр БГУ, Минск, 2024, бежевого цвета, Часть 1, страница 89, Условие

3. Насколько современное понимание естественных (неотчуждаемых) прав человека схоже с их толкованием в своде законов Юстиниана?

Решение. Исторический источник (3) (с. 89)
История Беларуси (Гісторыя Беларусі), 10 класс Учебник, авторы: Кохановский Александр Генадьевич, Кошелев Владимир Сергеевич, Темушев Степан Николаевич, Черепко С А, Белозорович В А, Матюшевская М И, Риер Я Г, Ходин С Н, издательство Издательский центр БГУ, Минск, 2024, бежевого цвета, Часть 1, страница 89, Решение
Решение 2. Исторический источник (3) (с. 89)

Современное понимание естественных (неотчуждаемых) прав человека и их толкование в Своде законов Юстиниана (Corpus iuris civilis) имеют как точки соприкосновения, так и фундаментальные различия.

Сходство заключается прежде всего в признании самой идеи естественного права (ius naturale). В Институциях Юстиниана утверждается, что «по естественному праву все люди с самого начала рождаются свободными». Эта идея о врожденной свободе является идейным предшественником современных концепций прав человека. Также можно провести параллель между тремя основными предписаниями римского права — «жить честно, не вредить другому, каждому воздавать по заслугам» — и основополагающими принципами современных правовых систем, защищающих права личности.

Однако различия гораздо более существенны. Главное из них — практическое применение этих принципов. Несмотря на декларацию о естественной свободе, римское право и общество легализовали и детально регулировали рабство, что полностью противоречит современному принципу универсальности и неотчуждаемости прав человека.

Ключевые различия можно представить в виде таблицы:

КритерийСвод законов ЮстинианаСовременное понимание
УниверсальностьПрава зависят от статуса (гражданин, раб, иностранец). Естественное право — философский идеал, который может отменяться гражданским правом (например, институтом рабства).Права принадлежат каждому человеку от рождения, независимо от статуса, расы, пола и т.д. Они универсальны и неотчуждаемы.
РавенствоОбщество и право основаны на неравенстве. Существуют значительные различия в правах мужчин и женщин, свободных и рабов.Принцип формального и фактического равенства всех перед законом является основополагающим.
Объем правПонятие прав в основном касается частноправовых отношений (собственность, семья, обязательства). Права личности против государства не развиты.Включает широкий спектр гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, защищающих личность от произвола государства.
Источник правОсновной источник — позитивное право (законы, эдикты). Естественное право — лишь одна из теоретических основ.Источник прав — само достоинство, присущее человеческой личности. Международные и национальные законы лишь признают и гарантируют их.

Таким образом, хотя в Своде законов Юстиниана и можно найти истоки идеи о естественных правах, его толкование кардинально отличается от современного. В Риме это была скорее философская концепция, не имевшая прямого и универсального применения, в то время как сегодня неотчуждаемые права человека — это действующая правовая доктрина, лежащая в основе конституционного строя большинства государств и международного права.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по Истории Беларуси за 10 класс, для упражнения Исторический источник (3) расположенного на странице 89 для 1-й части к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по Истории Беларуси к упражнению Исторический источник (3) (с. 89), авторов: Кохановский (Александр Генадьевич), Кошелев (Владимир Сергеевич), Темушев (Степан Николаевич), Черепко (С А), Белозорович (В А), Матюшевская (М И), Риер (Я Г), Ходин (С Н), 1-й части учебного пособия издательства Издательский центр БГУ.