Номер 210, страница 118 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Изменение слова. Параграф 24. Имя числительное - номер 210, страница 118.

№210 (с. 118)
Условие. №210 (с. 118)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 118, номер 210, Условие

210. 1. Определите, какими частями речи являются данные слова. Какие признаки позволяют отличать числительные от других частей речи?

Три, тройка, тройной, утроить, тройник, триада, трижды, тройня, троитьсясл, трио, тридцатыйсл, трёхлетиесл, третьсл, триста, троица, тридцать, втроесл, третий, трёшница, тройственный, трёхмиллионный, в-третьих, трое.

2. Назовите фразеологизмы, в составе которых встречаются числительные. Определите их значение.

3. Вспомните названия литературных произведений с числительными. С какой стилистической функцией они используются в тексте: информативной, экспрессивной? Проанализируйте использование числительных в одном из них.

Решение. №210 (с. 118)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 118, номер 210, Решение
Решение 2. №210 (с. 118)
1. Определите, какими частями речи являются данные слова. Какие признаки позволяют отличать числительные от других частей речи?

Определение частей речи для данных слов:

  • Имена числительные (Numerals):
    • количественные (cardinal): три, триста, тридцать;
    • собирательное (collective): трое;
    • порядковые (ordinal): тридцатый, третий, трёхмиллионный;
    • дробное (fractional): треть.
  • Имена существительные (Nouns): тройка, тройник, триада, тройня, трио, трёхлетие, троица, трёшница.
  • Имена прилагательные (Adjectives): тройной, тройственный.
  • Глаголы (Verbs): утроить, троиться.
  • Наречия (Adverbs): трижды, втрое, в-третьих (последнее также может выступать как вводное слово).

Имена числительные отличаются от других частей речи совокупностью грамматических признаков:

  • Семантический признак: числительные обозначают отвлечённое число (три), количество предметов (три стула) или порядок предметов при счёте (третий стул) и отвечают на вопросы «сколько?» или «который?».
  • Морфологические признаки: числительные изменяются по падежам. Некоторые из них имеют категории рода и числа (один — одна — одно; два — две). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
  • Синтаксические признаки: количественные числительные в именительном и винительном падежах образуют с существительным единый член предложения, управляя родительным падежом существительного (пять столов). В косвенных падежах они согласуются с существительным (пяти столам).

Отличие числительных от омонимичных частей речи:

  • От существительных (типа тройка, пятёрка) числительные отличаются отсутствием постоянной категории рода и числа (кроме один, два). Существительные обозначают число как предмет или символ (получить тройку), а числительные — количество (взять три книги).
  • От прилагательных (типа тройной) числительные отличаются значением: порядковые числительные указывают на место в ряду (третий дом), а прилагательные — на признак предмета (тройной прыжок).
  • От наречий (типа трижды, втрое) числительные отличаются тем, что они, как правило, изменяемые части речи (склоняются), а наречия — нет.
2. Назовите фразеологизмы, в составе которых встречаются числительные. Определите их значение.

Примеры фразеологизмов с числительными и их значения:

  • Заблудиться в трёх соснах — не суметь разобраться в чём-то простом, несложном.
  • Как две капли воды — о людях или предметах, которые очень похожи друг на друга, практически неотличимы.
  • Семь пятниц на неделе — так говорят о человеке, который легко и часто меняет свои решения, намерения; о непостоянном человеке.
  • На седьмом небе от счастья — испытывать высшую степень радости, блаженства.
  • Один в поле не воин — одному человеку трудно или невозможно справиться с большим и сложным делом, победить сильного врага.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь — пословица, призывающая тщательно всё обдумать, прежде чем принимать важное решение.
3. Вспомните названия литературных произведений с числительными. С какой стилистической функцией они используются в тексте: информативной, экспрессивной? Проанализируйте использование числительных в одном из них.

Примеры названий литературных произведений с числительными:

  • А. Дюма, «Три мушкетёра»
  • Ж. Верн, «Двадцать тысяч льё под водой»
  • Г. Г. Маркес, «Сто лет одиночества»
  • А. Кристи, «Десять негритят»
  • И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев»
  • А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  • Ю. Олеша, «Три толстяка»
  • Дж. Оруэлл, «1984»

Числительные в названиях и текстах могут выполнять как информативную, так и экспрессивную функцию. Информативная функция заключается в точном указании количества, меры, даты (например, «1984»). Экспрессивная функция связана с созданием определённого образа, атмосферы, выражением авторского отношения. Часто числительное несёт символическое значение, основанное на культурных традициях (числа 3, 7, 12, 40), или используется как гипербола для усиления впечатления («Сто лет одиночества»).

Анализ использования числительных в романе А. Дюма «Три мушкетёра»

Числительное «три» в названии романа выполняет и информативную, и экспрессивную функции. С одной стороны, оно информативно, так как знакомит читателя с основными действующими лицами — Атосом, Портосом и Арамисом. Именно их троих встречает д’Артаньян по приезде в Париж. С другой стороны, числительное «три» здесь экспрессивно и символично. Число 3 во многих культурах ассоциируется с целостностью, единством и гармонией (например, три богатыря в русском фольклоре). Оно сразу задаёт тему крепкой дружбы и сплочённости, которая является центральной в романе. Название создаёт образ легендарной, неразлучной группы героев. Интересно, что по ходу сюжета к трём мушкетёрам присоединяется д’Артаньян, и их становится четверо. Этот факт подчёркивает, что числительное в названии — это не просто констатация факта, а скорее отправная точка, символ того братства, в которое вливается главный герой. Знаменитый девиз «один за всех, и все за одного!» также построен на использовании числительных и отражает идею единства. В названиях продолжений романа — «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя» — числительные выполняют уже преимущественно информативную функцию, точно указывая на временной промежуток между событиями и подчёркивая развитие персонажей и изменение исторической эпохи.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 210 расположенного на странице 118 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №210 (с. 118), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.