Номер 414, страница 218 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Орфография как система правил правописания. Параграф 42. Правописание н и нн в словах разных частей речи - номер 414, страница 218.

№414 (с. 218)
Условие. №414 (с. 218)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 218, номер 414, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 218, номер 414, Условие (продолжение 2)

414. 1. Спишите текст, оформляя его в соответствии с нормами орфографии и пунктуации. Графически объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях.

ЗАПОВЕДНЫЙ УГОЛОК

У каждого из нас разве (не)сохранилось в памяти таких «райских» местеч..к где состоялись когда(то) (не)забываемыем встречи с волнующим волшебным первозда(н/нн)ым? А многие ли в состояни.. вновь посетить их теперь?

И дело (не)только в (не)достатке времени но и в том что они уже (не)существуют. Там заветный овраг пр..вратился в заброше(н/нн)ую свалку; тут стари(н/нн)ый парк либо вырубле(н/нн) и застрое(н/нн) либо приведё(н/нн) в такой «порядок» от которогом он утратил оч..рованиес (не)разгада(н/нн)ой первозда(н/нн)ости; где(то) сведё(н/нн) под корень ставший (не)нужным и помешавший кому(то) плодовый сад; ..десь распаха(н/нн) кусоч..к девстве(н/нн)ого луга, который служил приютом множеству (не)обыкнове(н/нн)о красивых таинстве(н/нн)ых созданий будящих вообр..жение удовлетворяющихс жажду пр..красного способствующих проявлению любознательности у людей только ещё вступающих в жизнь.

Спасительная для природы идеяф сохр..няющая её и воспит..вающая нас создание микрозаповедников. Многие из пр..красных мест нашего детства могли бы быть сохране(н/нн)ы! Так(же) как раньше нам с вами они могли бы и сейчас дарить радость тем кто пришёл в мир после нас — нашим младшим братьям и сёстрам детям внукам... Рощица овраг поле лесная поляна пруд родник речка ручей болотц.. (не)большой пустырь ведь это и есть потенц..альные микрозаповедники!

Мы строим парки в городах устраива..м зоопарки озеленяемсл дворы и балконы в комнату к себе порой переносим частицу живой природы клетку с птицей аквариум с дикови(н/нн)ыми рыбками горшок с р..стением... Ведь это же ностальгия по живой красоч(?)ной яркой одухотворё(н/нн)ой чудом таинстве(н/нн)ой и пр..красной природе Земли природе частью и питомцами которойм являемся мы... (по Ю. Аракчееву).

2. Определите тему и основную мысль текста. Установите стиль речи.

3. Охарактеризуйте средства выразительности речи. Какова их роль в тексте?

4. Укажите однозначные и многозначные слова, устойчивые обороты.

5. С какой целью использованы в тексте многочисленные ряды однородных членов?

Решение. №414 (с. 218)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 218, номер 414, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 218, номер 414, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №414 (с. 218)

1.

ЗАПОВЕДНЫЙ УГОЛОК

У каждого из нас разве не сохранилось в памяти таких «райских» местечек, где состоялись когда-то незабываемые встречи с волнующим волшебным первозданным? А многие ли в состоянии вновь посетить их теперь?

И дело не только в недостатке времени, но и в том, что они уже не существуют. Там заветный овраг превратился в заброшенную свалку; тут старинный парк либо вырублен и застроен, либо приведён в такой «порядок», от которого он утратил очарование неразгаданной первозданности; где-то сведён под корень ставший ненужным и помешавший кому-то плодовый сад; здесь распахан кусочек девственного луга, который служил приютом множеству необыкновенно красивых таинственных созданий, будящих воображение, удовлетворяющих жажду прекрасного, способствующих проявлению любознательности у людей, только ещё вступающих в жизнь.

Спасительная для природы идея, сохраняющая её и воспитывающая нас, — создание микрозаповедников. Многие из прекрасных мест нашего детства могли бы быть сохранены! Так же как раньше нам с вами, они могли бы и сейчас дарить радость тем, кто пришёл в мир после нас — нашим младшим братьям и сёстрам, детям, внукам… Рощица, овраг, поле, лесная поляна, пруд, родник, речка, ручей, болотце, небольшой пустырь — ведь это и есть потенциальные микрозаповедники!

Мы строим парки в городах, устраиваем зоопарки, озеленяем дворы и балконы, в комнату к себе порой переносим частицу живой природы: клетку с птицей, аквариум с диковинными рыбками, горшок с растением… Ведь это же ностальгия по живой, красочной, яркой, одухотворённой чудом, таинственной и прекрасной природе Земли, природе, частью и питомцами которой являемся мы…

(По Ю. Аракчееву)

Графическое объяснение знаков препинания в сложных предложениях:

1. У каждого из нас разве не сохранилось в памяти таких «райских» местечек, где состоялись когда-то незабываемые встречи с волнующим волшебным первозданным?
Это сложноподчинённое предложение (СПП). Запятая ставится перед союзным словом «где», разделяя главную часть и придаточную определительную, которая отвечает на вопрос «местечек каких?».
Схема: [...таких местечек], (где...)?

2. И дело не только в недостатке времени, но и в том, что они уже не существуют.
Это СПП. Запятая ставится перед союзом «что», разделяя главную часть и придаточную изъяснительную, которая отвечает на вопрос «в том, в чём?».
Схема: [... в том], (что...).

3. ...тут старинный парк либо вырублен и застроен, либо приведён в такой «порядок», от которого он утратил очарование неразгаданной первозданности;
Это сложное предложение с разными видами связи. Запятая перед союзным словом «от которого» отделяет придаточную определительную часть. Точка с запятой (;) разделяет независимые части сложного бессоюзного предложения, которые уже осложнены внутри себя (в данном случае — придаточным предложением).
Схема: [... в такой «порядок»], (от которого ...);

2.

Тема текста: утрата человеком «заповедных уголков» природы, которые были дороги ему с детства, и разрушительное воздействие цивилизации на окружающую среду.
Основная мысль: автор призывает к сохранению даже самых малых участков дикой природы («микрозаповедников»), поскольку они жизненно необходимы для духовной связи человека с природой, для воспитания любви к прекрасному и любознательности у будущих поколений. Основная идея заключается в том, что каждый может внести свой вклад в спасение природы.
Стиль речи: публицистический. Автор поднимает важную общественную проблему (экология), стремится воздействовать на читателя, убедить его в своей правоте, используя для этого как логические доводы, так и эмоционально-экспрессивные средства языка.

3.

В тексте использованы разнообразные средства выразительности, которые делают его эмоциональным и убедительным.
Эпитеты (образные определения): «райских» местечек, волнующим волшебным первозданным, заветный овраг, заброшенную свалку, неразгаданной первозданности, девственного луга, таинственных созданий, спасительная идея, живой красочной, одухотворённой, таинственной и прекрасной природе.
Метафоры: «райские» местечки (сравнение уголков природы с раем), спасительная идея (идея как спаситель), частицу живой природы (неосязаемая часть природы переносится как предмет).
Риторические вопросы и восклицания: «А многие ли в состоянии вновь посетить их теперь?», «Многие из прекрасных мест нашего детства могли бы быть сохранены!», «...ведь это и есть потенциальные микрозаповедники!». Они привлекают внимание читателя к проблеме и усиливают эмоциональное напряжение.
Ряды однородных членов: «либо вырублен и застроен, либо приведён», «братьям и сёстрам, детям, внукам», «Рощица, овраг, поле, лесная поляна...». Создают эффект перечисления, подчёркивают масштаб явления (как разрушения, так и богатства природы).
Роль этих средств — не просто сообщить информацию, а воздействовать на чувства и сознание читателя, вызвать у него сопереживание, тревогу за судьбу природы и убедить в необходимости действовать.

4.

Однозначные слова (имеют одно лексическое значение): микрозаповедник, зоопарк, аквариум, балкон, овраг, пустырь.
Многозначные слова (имеют несколько лексических значений):уголок (здесь: уединённое место; прямое значение: часть комнаты),мир (здесь: планета, окружающая действительность; другое значение: отсутствие войны),корень (здесь в составе фразеологизма «сведён под корень» — основание, начало; другие значения: часть растения, часть слова),поле (здесь: безлесное пространство; другие значения: поле деятельности, поля шляпы).
Устойчивые обороты (фразеологизмы): сведён под корень (в значении «уничтожен полностью, истреблён»).

5.

Многочисленные ряды однородных членов использованы в тексте с несколькими целями:
Во-первых, для создания полноты и детализации картины. Например, перечисление «Рощица, овраг, поле, лесная поляна, пруд, родник, речка, ручей, болотце...» рисует в воображении читателя целостный, богатый и разнообразный образ природы, который находится под угрозой.
Во-вторых, для усиления эмоционального воздействия. Ряд глаголов «строим парки..., устраиваем зоопарки, озеленяем дворы и балконы..., переносим...» показывает масштаб попыток человека компенсировать утрату настоящей природы, подчёркивая его тоску по ней. Перечисление адресатов «нашим младшим братьям и сёстрам, детям, внукам» придает тексту торжественность и подчёркивает ответственность перед будущими поколениями.
В-третьих, для создания определённого ритма и динамики повествования, что делает текст более выразительным и легче воспринимаемым.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 414 расположенного на странице 218 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №414 (с. 218), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.