Проверяем себя, страница 67 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Слово как основная единица языка. Звуковая сторона слова. Параграф 11. Произносительные нормы - страница 67.

Проверяем себя (с. 67)
Условие. Проверяем себя (с. 67)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 67, Условие

Проверяем себя

1. Что изучает фонетика?

2. Какие звуки называются гласными? Сколько гласных звуков в положении под ударением различают в русском языке?

3. Как изменяются гласные звуки в безударных слогах?

4. Чем отличаются согласные звуки от гласных?

5. На какие группы делятся согласные в зависимости от участия голоса и шума при их образовании? Назовите непарные глухие и звонкие согласные.

6. Что называется оглушением и озвончением согласных?

7. Назовите согласные звуки, не имеющие пар: а) по твёрдости; б) по мягкости.

8. Что такое словесное ударение? Назовите особенности русского ударения.

Решение. Проверяем себя (с. 67)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 67, Решение
Решение 2. Проверяем себя (с. 67)

1. Что изучает фонетика?

Фонетика — это раздел науки о языке (языкознания), который изучает звуковую сторону речи. Она исследует, как звуки образуются речевым аппаратом человека (артикуляционная фонетика), каковы их физические характеристики, например, высота и сила (акустическая фонетика), и как они воспринимаются слухом (перцептивная фонетика). Предметом изучения фонетики являются не только отдельные звуки, но и более крупные звуковые единицы, такие как слог, речевой такт, а также явления ударения и интонации.

2. Какие звуки называются гласными? Сколько гласных звуков в положении под ударением различают в русском языке?

Гласными называются звуки, при образовании которых воздушная струя, выходя из лёгких, проходит через полость рта свободно, не встречая на своём пути никаких препятствий. Они состоят в основном из музыкального тона (голоса), шум в них практически отсутствует. В русском языке под ударением чётко различаются шесть основных гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

3. Как изменяются гласные звуки в безударных слогах?

В безударных слогах гласные звуки претерпевают изменения, которые называются редукцией. Редукция — это ослабление артикуляции и изменение звучания гласного. Они произносятся короче и с меньшей силой, чем под ударением. Различают два вида редукции:
Количественная редукция — это уменьшение длительности звука без существенного изменения его качества. Ей подвергаются гласные [и], [ы], [у].
Качественная редукция — это изменение самого качества звука. Ей подвергаются гласные [а], [о], [э]. Например, в первом предударном слоге на месте букв о и а после твёрдых согласных произносится звук, близкий к [а] (например, вода — [вада́]). В других безударных слогах (втором предударном, заударных) на их месте произносится очень краткий, неясный звук [ъ] (колокол — [кълако́л]).

4. Чем отличаются согласные звуки от гласных?

Согласные звуки отличаются от гласных по нескольким ключевым признакам:
Акустический признак: гласные состоят преимущественно из голоса (тона), а согласные — из шума или из сочетания голоса и шума.
Артикуляционный признак: при образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, а при образовании согласных она встречает на своём пути преграду (губы, зубы, язык), которую преодолевает, создавая шум.
Роль в слоге: гласные звуки являются слогообразующими, то есть они формируют вершину слога. Согласные же, как правило, не могут образовывать слог самостоятельно и примыкают к гласным.

5. На какие группы делятся согласные в зависимости от участия голоса и шума при их образовании? Назовите непарные глухие и звонкие согласные.

По участию голоса и шума согласные делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии и голоса (колебания голосовых связок), и шума.
Глухие согласные образуются только при помощи шума, без участия голоса.
Большинство звонких и глухих согласных составляют пары: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с].
Однако есть и непарные согласные.
Непарные звонкие (их также называют сонорными, так как в них голос преобладает над шумом): [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Непарные глухие: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

6. Что называется оглушением и озвончением согласных?

Оглушение и озвончение — это процессы позиционной мены (чередования) согласных, связанные с их ассимиляцией (уподоблением) по признаку звонкости-глухости.
Оглушение — это замена звонкого парного согласного звука на соответствующий ему глухой. Это происходит в двух основных позициях: в абсолютном конце слова (например, дуб — [дуп]) и перед глухим согласным (например, лодка — [лотка]).
Озвончение — это замена глухого парного согласного звука на соответствующий ему звонкий. Это происходит в позиции перед звонким парным согласным (кроме сонорных и [в]). Например, просьба — [проз’ба], сделать — [з’д’элат’].

7. Назовите согласные звуки, не имеющие пар: а) по твёрдости; б) по мягкости.

В русском языке большинство согласных образуют пары по твёрдости-мягкости (например, [б] — [б’], [т] — [т’]). Однако есть звуки, которые такой пары не имеют.
а) Непарные по твёрдости (всегда твёрдые): [ж], [ш], [ц].
б) Непарные по мягкости (всегда мягкие): [й’], [ч’], [щ’].

8. Что такое словесное ударение? Назовите особенности русского ударения.

Словесное ударение — это выделение одного из слогов в слове с помощью фонетических средств: большей силы выдоха, увеличения длительности и изменения высоты тона. Гласный звук в ударном слоге звучит наиболее отчётливо.
Русское ударение имеет три главные особенности:
1. Разноместность (или свободное ударение). Ударение в русском языке не закреплено за определённым слогом (как, например, во французском — на последнем, или в польском — на предпоследнем), а может падать на любой слог слова: первый, второй, золотой.
2. Подвижность. При изменении грамматической формы слова (например, при склонении или спряжении) ударение может перемещаться с одного слога на другой: стена — стены, принять — принял.
3. Смыслоразличительная функция. Место ударения может служить для различения разных слов (замок — замок, атлас — атлас) или разных грамматических форм одного и того же слова (руки — руки, окна — окна).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 67 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 67), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.