домашние эксперементы, страница 128 - гдз по химии 7 класс учебник Шиманович, Красицкий

Химия, 7 класс Учебник, авторы: Шиманович Игорь Евгеньевич, Красицкий Василий Анатольевич, Сечко Ольга Ивановна, Хвалюк Виктор Николаевич, издательство Народная асвета, Минск, 2023, зелёного цвета

Авторы: Шиманович И. Е., Красицкий В. А., Сечко О. И., Хвалюк В. Н.

Тип: Учебник

Издательство: Народная асвета

Год издания: 2023 - 2025

Цвет обложки: зелёный, синий с колбами

ISBN: 978-985-03-3957-7

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 7 классе

Глава III. Водород. Параграф 21. Взаимодействие кислот с металлами - страница 128.

домашние эксперементы (с. 128)
Условие. домашние эксперементы (с. 128)
скриншот условия
Химия, 7 класс Учебник, авторы: Шиманович Игорь Евгеньевич, Красицкий Василий Анатольевич, Сечко Ольга Ивановна, Хвалюк Виктор Николаевич, издательство Народная асвета, Минск, 2023, зелёного цвета, страница 128, Условие

Домашний эксперимент

Исследуйте возможность получения водорода в домашних условиях.

Возьмите два стакана (или блюдечка). В первый из них налейте немного столового уксуса, а во второй — столько же водного раствора лимонной кислоты. В растворы кислот опустите небольшие изделия из железа, например скобку от степлера, канцелярскую скрепку, кнопку или гвоздик.

Через некоторое время обратите внимание на признаки химических реакций. Опишите их. В растворе какой из использованных вами кислот водород выделяется активнее всего? Расскажите о результатах эксперимента на уроке.

Решение. домашние эксперементы (с. 128)
Химия, 7 класс Учебник, авторы: Шиманович Игорь Евгеньевич, Красицкий Василий Анатольевич, Сечко Ольга Ивановна, Хвалюк Виктор Николаевич, издательство Народная асвета, Минск, 2023, зелёного цвета, страница 128, Решение
Решение 2. домашние эксперементы (с. 128)

Решение

Исследуйте возможность получения водорода в домашних условиях

Проведение данного эксперимента подтверждает, что получение водорода в домашних условиях возможно. В основе эксперимента лежит химическая реакция замещения между металлом (железом) и кислотой. Железо ($Fe$) в электрохимическом ряду активности металлов расположено до водорода, что позволяет ему вытеснять водород из растворов кислот. В эксперименте используются столовый уксус (водный раствор уксусной кислоты, $CH_3COOH$) и водный раствор лимонной кислоты ($C_6H_8O_7$). При погружении железных предметов в эти растворы начинается химическая реакция.

Суть реакции заключается в том, что атомы железа замещают атомы водорода в кислотной группе, в результате чего образуется соответствующая соль железа и выделяется газообразный водород ($H_2$).

Ответ: Да, получить водород в домашних условиях возможно путем взаимодействия железа с доступными пищевыми кислотами, такими как уксусная и лимонная.

Опишите их [признаки химических реакций]

При проведении эксперимента можно наблюдать следующие признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции:

1. Выделение газа. Это наиболее явный признак. На поверхности железного предмета (скрепки, гвоздя) появляются мелкие пузырьки, которые затем отрываются и поднимаются к поверхности жидкости. Этот газ является водородом. Интенсивность выделения газа зависит от активности реагентов.

2. Изменение цвета раствора. По мере протекания реакции раствор может приобрести едва заметный бледно-зеленый оттенок из-за образования растворимой соли — ацетата или цитрата железа(II), ионы которого ($Fe^{2+}$) в водном растворе имеют такую окраску.

3. Растворение металла. Если оставить предметы в кислоте на длительное время (несколько часов или дней), можно будет заметить, что они уменьшились в размере или стали тоньше, так как железо постепенно переходит в раствор.

Ответ: Основными признаками химической реакции являются выделение пузырьков газа (водорода) с поверхности железа, а также возможное слабое позеленение раствора и постепенное растворение металлического предмета.

В растворе какой из использованных вами кислот водород выделяется активнее всего?

Сравнивая скорость реакции в двух стаканах, можно однозначно заметить, что в растворе лимонной кислоты водород выделяется значительно активнее, чем в растворе уксусной кислоты (уксусе). Это проявляется в более интенсивном и обильном образовании пузырьков газа.

Причина этого кроется в разной силе кислот. Скорость реакции металла с кислотой напрямую зависит от концентрации ионов водорода ($H^+$) в растворе. Лимонная кислота ($C_6H_8O_7$) является более сильной кислотой, чем уксусная ($CH_3COOH$). Это подтверждается их константами диссоциации: для первой ступени диссоциации лимонной кислоты $K_{a1} \approx 7.4 \times 10^{-4}$, в то время как для уксусной кислоты $K_a \approx 1.8 \times 10^{-5}$. Более высокое значение константы диссоциации означает, что при равных молярных концентрациях лимонная кислота создает в растворе более высокую концентрацию ионов $H^+$.

Уравнения реакций, протекающих в эксперименте:

Взаимодействие железа с уксусной кислотой:

$Fe(тв) + 2CH_3COOH(р-р) \rightarrow (CH_3COO)_2Fe(р-р) + H_2(г)\uparrow$

Взаимодействие железа с лимонной кислотой:

$3Fe(тв) + 2C_6H_8O_7(р-р) \rightarrow Fe_3(C_6H_5O_7)_2(р-р) + 3H_2(г)\uparrow$

Дополнительным фактором, ускоряющим реакцию в лимонной кислоте, является способность цитрат-ионов образовывать устойчивые комплексные соединения с ионами железа, что смещает равновесие реакции в сторону продуктов.

Ответ: Водород выделяется активнее в растворе лимонной кислоты, потому что она является более сильной кислотой по сравнению с уксусной и создает в растворе более высокую концентрацию ионов водорода.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 7 класс, для упражнения домашние эксперементы расположенного на странице 128 к учебнику 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению домашние эксперементы (с. 128), авторов: Шиманович (Игорь Евгеньевич), Красицкий (Василий Анатольевич), Сечко (Ольга Ивановна), Хвалюк (Виктор Николаевич), учебного пособия издательства Народная асвета.