практическая работа 3, страница 133 - гдз по химии 7 класс учебник Шиманович, Красицкий
Авторы: Шиманович И. Е., Красицкий В. А., Сечко О. И., Хвалюк В. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2023 - 2025
Цвет обложки: зелёный, синий с колбами
ISBN: 978-985-03-3957-7
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 7 классе
Глава III. Водород. Параграф 22. Соли — продукты замещения атомов водорода в молекулах кислот на металлы - страница 133.
практическая работа 3 (с. 133)
Условие. практическая работа 3 (с. 133)
скриншот условия
Практическая работа 3. Получение водорода и изучение его свойств
Цель работы: получить водород в реакции кислоты с металлом, собрать полученный газ и исследовать его свойства.
Получение водорода
Соберите прибор для получения водорода и проверьте его на герметичность. Положите в пробирку несколько гранул цинка и прилейте к ним небольшой объем $(1-2 \text{ см}^3)$ соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой погрузите в стаканчик или в пробирку с водой.
Изучение свойств водорода
Физические свойства водорода
Наблюдая за получением водорода, обратите внимание на отсутствие у него окраски. Растворяется ли водород в воде?
Химические свойства водорода
Соберите водород. Для этого газоотводную трубку извлеките из воды и введите в пробирку, закрепленную в штативе вверх дном. Вспомните, почему пробирка должна быть расположена именно так. Через 1–2 мин осторожно извлеките газоотводную трубку и к отверстию пробирки поднесите горящую лучинку или спичку. Какой признак свидетельствует о протекании химической реакции? Какое химическое свойство проявляет водород в этой реакции?
Составление отчета о проделанной работе
Опишите использованные вами способы получения и собирания водорода. Нарисуйте прибор для получения и собирания водорода с пояснительными надписями. Охарактеризуйте свойства водорода, которые вы исследовали. Составьте соответствующие уравнения реакций. Сформулируйте выводы.
Проект. Исследование индикаторных свойств овощных и ягодных соков
Исследуйте в домашних условиях способность некоторых окрашенных соков изменять свою окраску под воздействием кислот.
В качестве объектов исследования вы можете выбрать соки овощей (свеклы или краснокочанной капусты), соки ягод (черники, ежевики или черноплодной рябины). Для этого в чашку или блюдце налейте немного сока и добавьте к нему такой же объем разбавленного раствора уксусной кислоты (столового уксуса).
Изменяется ли окраска сока? Как быстро это происходит? Какие исследованные вами соки можно использовать в качестве индикаторов для обнаружения кислот?
Поделитесь результатами вашего исследования с одноклассниками, учителем.
Решение. практическая работа 3 (с. 133)
Решение 2. практическая работа 3 (с. 133)
Составление отчета о проделанной работе
Цель работы: получить водород взаимодействием цинка с соляной кислотой, собрать его методом вытеснения воды и исследовать физические и химические свойства.
Оборудование и реактивы: штатив с лапкой, пробирка-реактор, пробка с газоотводной трубкой, кристаллизатор, пробирка-приемник, гранулы цинка ($Zn$), раствор соляной кислоты ($HCl$), спички, деревянная лучинка.
Ход работы и наблюдения:
1. Получение и собирание водорода. В пробирку, закрепленную в штативе, поместили несколько гранул цинка и прилили 1–2 мл раствора соляной кислоты. Немедленно началась бурная реакция с выделением бесцветных пузырьков газа – водорода. Пробирку закрыли пробкой с газоотводной трубкой.
Уравнение реакции получения водорода:
$Zn + 2HCl \rightarrow ZnCl_2 + H_2 \uparrow$
Конец газоотводной трубки был опущен в наполненную водой и перевернутую вверх дном пробирку (приемник), которая находилась в кристаллизаторе с водой. Водород, выделяясь, стал вытеснять воду из пробирки-приемника. Данный способ собирания газа называется методом вытеснения воды и он применим, так как водород практически не растворяется в воде.
2. Изучение свойств водорода.
Физические свойства: В ходе эксперимента было установлено, что водород – это газ без цвета (наблюдалось выделение бесцветных пузырьков). Он не имеет запаха. Тот факт, что его удалось собрать методом вытеснения воды, подтверждает его малую растворимость в воде. Водород значительно легче воздуха (молярная масса $M(H_2) \approx 2$ г/моль, а средняя молярная масса воздуха $M_{возд.} \approx 29$ г/моль), поэтому пробирку для его сбора методом вытеснения воздуха следовало бы держать вверх дном.
Химические свойства: После заполнения пробирки-приемника газом, ее, не переворачивая, убрали из кристаллизатора и к ее отверстию поднесли горящую лучинку. Раздался характерный хлопок («лающий звук»). Этот звук является признаком протекания химической реакции и свидетельствует о том, что в пробирке находился не чистый водород, а его взрывоопасная смесь с воздухом (кислородом). В данной реакции водород проявляет свойство горючести, выступая в роли восстановителя.
Уравнение реакции горения водорода:
$2H_2 + O_2 \rightarrow 2H_2O$
Описание прибора для получения и собирания водорода:
Установка состоит из штатива, в лапке которого вертикально закреплена пробирка-реактор. В пробирке находятся гранулы цинка и соляная кислота. Пробирка плотно закрыта пробкой, через которую проходит газоотводная трубка. Другой конец трубки заведен под перевернутую пробирку-приемник, которая полностью заполнена водой и находится в кристаллизаторе, также наполненном водой. Выделяющийся водород по трубке поступает в пробирку-приемник и, скапливаясь в ее верхней части, вытесняет воду.
Выводы:
В ходе практической работы был получен водород реакцией замещения между цинком и соляной кислотой. Были исследованы и подтверждены его свойства:
1. Физические: водород – бесцветный газ, без запаха, малорастворимый в воде, легче воздуха.
2. Химические: водород – горючий газ, его смесь с кислородом (воздухом) взрывоопасна.
Цель работы была успешно достигнута.
Ответ: В представленном отчете описаны методы получения и собирания водорода, охарактеризованы его физические и химические свойства, составлены уравнения соответствующих реакций и сформулированы выводы по проделанной работе.
Исследование индикаторных свойств овощных и ягодных соков
Цель исследования: изучить в домашних условиях способность соков некоторых овощей и ягод изменять свой цвет под действием кислоты и определить возможность их использования в качестве природных кислотно-основных индикаторов.
Объекты исследования: сок краснокочанной капусты, сок свеклы, сок ягод черники.
Оборудование и реактивы: исследуемые соки, столовый уксус (9% раствор уксусной кислоты), белые блюдца, ложка.
Ход исследования:
1. В три отдельных белых блюдца было налито по небольшому количеству каждого сока.
2. Был отмечен исходный цвет каждого образца.
3. В каждое блюдце с соком было добавлено несколько капель столового уксуса.
4. Наблюдались изменения окраски соков.
Результаты и наблюдения:
Результаты эксперимента представлены в таблице:
| Индикатор (сок) | Исходный цвет | Цвет после добавления уксуса (кислая среда) | Скорость изменения |
|---|---|---|---|
| Сок краснокочанной капусты | Фиолетовый | Ярко-розовый | Мгновенно |
| Сок свеклы | Бордовый | Алый (ярко-красный) | Мгновенно |
| Сок черники | Темно-фиолетовый | Красно-фиолетовый | Мгновенно |
Анализ и выводы:
1. Изменяется ли окраска сока? Да, окраска всех исследованных соков изменяется при добавлении уксусной кислоты. Это происходит потому, что в соках содержатся природные пигменты (антоцианы), которые способны изменять свой цвет в зависимости от кислотности среды (pH).
2. Как быстро это происходит? Изменение цвета во всех случаях происходило мгновенно после добавления кислоты.
3. Какие исследованные вами соки можно использовать в качестве индикаторов для обнаружения кислот? Все три сока можно использовать в качестве индикаторов, так как они дают четкое и быстрое изменение цвета в кислой среде. Наиболее наглядным является изменение цвета у сока краснокочанной капусты (с фиолетового на ярко-розовый), что делает его прекрасным природным индикатором для обнаружения кислот в быту.
Ответ: В ходе исследования было установлено, что соки краснокочанной капусты, свеклы и черники изменяют свою окраску под действием уксусной кислоты, что позволяет использовать их в качестве природных индикаторов для обнаружения кислой среды. Изменение цвета происходит мгновенно. Наиболее эффективным индикатором является сок краснокочанной капусты из-за контрастного изменения цвета.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 7 класс, для упражнения практическая работа 3 расположенного на странице 133 к учебнику 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению практическая работа 3 (с. 133), авторов: Шиманович (Игорь Евгеньевич), Красицкий (Василий Анатольевич), Сечко (Ольга Ивановна), Хвалюк (Виктор Николаевич), учебного пособия издательства Народная асвета.