Номер 259, страница 128 - гдз по русскому языку 7 класс учебник Волынец, Литвинко

Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета

Авторы: Волынец Т. Н., Литвинко Ф. М., Долбик Е. Е., Таяновская И. В., Винник И. Р.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: бирюзовый

ISBN: 978-985-594-572-8

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 7 классе

Деепричастие. Параграф 35. Морфологический разбор деепричастия - номер 259, страница 128.

№259 (с. 128)
Условие. №259 (с. 128)
скриншот условия
Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета, страница 128, номер 259, Условие Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета, страница 128, номер 259, Условие (продолжение 2)

259. 1. Сравните тексты. Определите, в каком из них используются деепричастия несовершенного вида, а в каком — совершенного вида. Объясните почему.

I. Уткнув лицо в букет полевых гвоздик, Динка мчалась по луговой тропинке к узенькой, изворотливой речонке°. При виде бегущей по тропинке девочки цапли лениво хлопали крыльями и, сложив, как две палочки, ноги, перелетали на другое место. Добежав до берега, Динка сбрасывала платье и бросалась с головой в заросшую лесной зеленью и жёлтыми кувшинками воду (В. Осеева).

II. Слышишь, как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнованным° морем? Глухой шум волн, то ослабевая, то усиливаясь, точно ропот соснового бора, глубокими и величавыми вздохами разносится° вместе с криками чайки... Видишь, как бесприютно° вьётся° она в тусклом осеннем тумане, качаясь по холодному ветру на упругих крыльях? Вот, крича, бросается она между волнами и, скользя по воде, взлетает вся в брызгах и пене. Ветер вольно носит её над морем. Это к непогоде° (И. Бунин).

2. Сделайте устно полный морфологический разбор деепричастий.

3. Объясните постановку знаков препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях (устно).

Решение. №259 (с. 128)
Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета, страница 128, номер 259, Решение Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета, страница 128, номер 259, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №259 (с. 128)

1. В первом тексте (I) используются деепричастия совершенного вида, а во втором (II) — несовершенного вида.

Это связано с тем, что вид деепричастия зависит от вида глагола, от которого оно образовано.
В тексте I деепричастия уткнув, сложив, добежав образованы от глаголов совершенного вида (что сделать? — уткнуть, сложить, добежать). Они отвечают на вопрос «что сделав?» и обозначают законченное добавочное действие, которое произошло до основного действия (сначала уткнула лицо, потом мчалась; сначала добежала, потом сбрасывала).
В тексте II деепричастия ослабевая, усиливаясь, качаясь, крича, скользя образованы от глаголов несовершенного вида (что делать? — ослабевать, усиливаться, качаться, кричать, скользить). Они отвечают на вопрос «что делая?» и обозначают добавочное действие, которое происходит одновременно с основным (вьётся, одновременно качаясь; бросается, одновременно крича).

2. Морфологический разбор деепричастий:

Текст I:
Уткнув — деепричастие; образовано от глагола уткнуть. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что сделав?
Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.

Сложив — деепричастие; образовано от глагола сложить. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что сделав?
Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.

Добежав — деепричастие; образовано от глагола добежать. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что сделав?
Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.

Текст II:
Ослабевая — деепричастие; образовано от глагола ослабевать. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: одиночное деепричастие, является обстоятельством.

Усиливаясь — деепричастие; образовано от глагола усиливаться. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: одиночное деепричастие, является обстоятельством.

Качаясь — деепричастие; образовано от глагола качаться. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.

Крича — деепричастие; образовано от глагола кричать. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: одиночное деепричастие, является обстоятельством.

Скользя — деепричастие; образовано от глагола скользить. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.

3. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты в предложении являются обстоятельствами и на письме, как правило, обособляются (выделяются запятыми).

Примеры из текстов:
1. «Уткнув лицо в букет полевых гвоздик, Динка мчалась...» — деепричастный оборот стоит в начале предложения, поэтому после него ставится запятая.
2. «...и, сложив, как две палочки, ноги, перелетали на другое место.» — деепричастный оборот находится в середине предложения и выделяется запятыми с обеих сторон.
3. «Добежав до берега, Динка сбрасывала платье...» — деепричастный оборот стоит в начале предложения и отделяется запятой.
4. «Глухой шум волн, то ослабевая, то усиливаясь, точно ропот соснового бора...» — два одиночных деепричастия являются однородными обстоятельствами, соединены повторяющимся союзом «то... то» и обособляются.
5. «...вьётся она в тусклом осеннем тумане, качаясь по холодному ветру на упругих крыльях?» — деепричастный оборот стоит в конце предложения, поэтому перед ним ставится запятая.
6. «Вот, крича, бросается она между волнами...» — одиночное деепричастие стоит в середине предложения и обособляется с двух сторон запятыми.
7. «...и, скользя по воде, взлетает вся в брызгах и пене.» — деепричастный оборот стоит после союза «и», поэтому обособляется запятыми.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 7 класс, для упражнения номер 259 расположенного на странице 128 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №259 (с. 128), авторов: Волынец (Татьяна Николаевна), Литвинко (Франя Михайловна), Долбик (Елена Евгеньевна), Таяновская (И В), Винник (И Р), учебного пособия издательства Национальный институт образования.