Номер 290, страница 153 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Жанры речи: доклад. Параграф 30. Содержание и композиция доклада - номер 290, страница 153.
№290 (с. 153)
Условие. №290 (с. 153)
скриншот условия
290. 1. Проанализируйте отрывок из доклада. Какой этап исследования здесь отражён? Показаны ли докладчиком значение темы, связь темы с более общей проблемой? Отражены ли основные работы, связанные с проблемой? Намечены ли цель работы, способы проведения исследования? Почему вы так думаете?
Тема моего выступления — «Многомерный* анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза”».
Пристальное внимание к миру природы, стремление к его постижению, восхищение красотой земли и небес всегда были присущи русской литературе. Мы помним немало прекрасных произведений, написанных на тему природы. Одно из наиболее известных — стихотворение Тютчева «Весенняя гроза».
Первый вариант «Весенней грозы» был напечатан в 1829 году. Через два десятилетия Тютчев создал второй, уже окончательный вариант, которому и суждено было стать знаменитым.
Почему же это небольшое по объёму произведение, описывающее грозу (что не раз делалось и до Тютчева, и после него), оставляет впечатление драгоценного камня поэзии, удивительного по мастерству огранки? Как возникает ощущение, что стихотворение (несмотря на имевшие место правки) создано на одном дыхании?
«Творцы» такого впечатления — ритм, звук, слово, соединение слов, фраза. Проникая в глубь текста, анализируя его с различных точек зрения, мы начинаем понимать, как «алгеброй» создаётся «гармония». Подчеркну, что такой анализ даже одного стихотворения способствует проникновению в лабораторию Поэзии, помогает осознать, как самые разные средства языка «строят» художественное произведение.
Очевидно, что произведение литературы — не простой текст. И оно создаётся писателем или поэтом не так, как, к примеру, машина конструктором, когда каждая часть получает свои, чётко определённые задачи. Может быть, художник слова порождает шедевр просто благодаря своему таланту и вдохновению, не размышляя, не взвешивая, просто потому, что «поэтами рождаются»?
Задумываясь над этим, учёные проанализировали огромное количество текстов. С одной стороны, изучалась история создания произведения, его место в творчестве поэта или прозаика, восприятие читателями, система образов, сюжет, с другой — языковые черты художественной речи.
Особенно плодотворными и глубокими в плане изучения языка художественных текстов являются исследования авторитетного учёного Юрия Михайловича Лотмана. По мнению Лотмана и его учеников, нужно анализировать произведение по уровням языка, то есть изучить фонетический, лексический и другие его «слои» отдельно и проследить вклад каждого в создание текста.
Мною была сделана попытка применить такой многомерный способ анализа текста для изучения стихотворения «Весенняя гроза» и проследить при этом, как заглавие, композиция, ритмические, лексические, синтаксические средства создают особый «мир стихотворения». Результаты работы и представлены в этом докладе.
2. Как вы понимаете выражение поверить (проверить) алгеброй гармонию? Знаете ли вы, откуда оно происходит?
Решение. №290 (с. 153)
Решение 2. №290 (с. 153)
1. Проанализируйте отрывок из доклада. Какой этап исследования здесь отражён? Показаны ли докладчиком значение темы, связь темы с более общей проблемой? Отражены ли основные работы, связанные с проблемой? Намечены ли цель работы, способы проведения исследования? Почему вы так думаете?
В представленном отрывке отражён вступительный этап исследования (введение). Об этом свидетельствует его структура: сначала обозначается тема доклада («Многомерный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза”»), затем подчёркивается её актуальность и значимость в контексте русской литературы, формулируется исследовательский вопрос (проблема), даётся краткий обзор теоретической базы и, наконец, определяются цель и методы предстоящего анализа. Все эти элементы характерны именно для введения в научную работу.
Докладчик успешно показывает значение темы и её связь с более широким кругом проблем. Значимость анализа стихотворения «Весенняя гроза» подчёркивается его известностью и художественным совершенством («впечатление драгоценного камня поэзии»). Тема доклада вписана в общий контекст русской литературы, для которой всегда было характерно внимание к природе. Кроме того, она связана с фундаментальной проблемой литературоведения: как создаётся художественное произведение, каким образом из отдельных языковых элементов («ритм, звук, слово, соединение слов, фраза») рождается целостный эстетический эффект, или, как говорит автор, как «„алгеброй“ создаётся „гармония“».
В докладе отражены основные подходы и работы, связанные с проблемой, хотя и без перечисления конкретных названий и имён, за одним важным исключением. Автор упоминает, что «учёные проанализировали огромное количество текстов», изучая их с разных сторон (история создания, система образов, языковые черты). Ключевым моментом является ссылка на «исследования авторитетного учёного Юрия Михайловича Лотмана» и его метод анализа текста по языковым уровням. Это указывает на то, что работа опирается на солидную научную базу структуралистской школы.
В тексте чётко намечены цель и способы проведения исследования. Цель работы — «проследить... как заглавие, композиция, ритмические, лексические, синтаксические средства создают особый „мир стихотворения“». В качестве способа (метода) выбран «многомерный способ анализа текста», основанный на идеях Ю. М. Лотмана. Этот метод предполагает последовательное изучение различных «слоёв» произведения («фонетический, лексический и другие») для понимания их вклада в общее художественное целое.
2. Как вы понимаете выражение поверить (проверить) алгеброй гармонию? Знаете ли вы, откуда оно происходит?
Выражение «поверить алгеброй гармонию» означает попытку проанализировать, понять и объяснить произведения искусства с помощью точных, рациональных, почти математических методов. В этом афоризме «гармония» символизирует искусство, творчество, вдохновение, красоту — то, что воспринимается целостно и эмоционально. «Алгебра» же олицетворяет науку, логику, строгий анализ, разбор целого на составные части. Таким образом, фраза описывает научный, в частности филологический, анализ художественного текста, который стремится вскрыть механизмы создания эстетического впечатления. Именно в этом смысле его использует автор доклада.
Это крылатое выражение происходит из «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830 г.). Эту фразу произносит один из главных героев, композитор Сальери, рассказывая о своём пути в искусстве:
...Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...
В контексте произведения Пушкина Сальери противопоставляет свой ремесленный, выверенный, «алгебраический» подход к музыке гениальной, интуитивной и божественной лёгкости Моцарта. Для Сальери такой анализ был способом постичь и подчинить себе искусство. Изначально фраза несёт в себе оттенок холодного препарирования, которое может убить живую душу творчества. Однако со временем она утратила этот негативный оттенок и стала широко использоваться для обозначения любого научного анализа искусства, как это и делает автор доклада.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 290 расположенного на странице 153 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №290 (с. 153), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.