Номер 318, страница 169 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Орфография как система правил правописания. Параграф 33. Проверяемые написания - номер 318, страница 169.

№318 (с. 169)
Условие. №318 (с. 169)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 169, номер 318, Условие

318. 1. Рассмотрите алгоритм. Подготовьте устное сообщение.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1. Найти существительное, с которым согласуется прилагательное.

2. Задать вопрос от существительного к прилагательному:

а) качественные и относительные

какой?

другие формы вопроса

3. Определить род прилагательного (по существительному)

мужской -ый (-ий)

женский -ой (-ей)

то же окончание, что и в вопросе (с учётом твёрдой и мягкой основы)

б) притяжательные на -ий

чей?

другие формы вопроса

-ий

то же окончание, что и в вопросе, ь перед окончанием

П р и м е ч а н и е. Безударные окончания качественных и относительных имён прилагательных следует проверять аналогичными окончаниями вопросительного местоимения к а к о й?, притяжательных — ч е й?, принимая во внимание характер конечного согласного основы прилагательного.

2. Просклоняйте имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Новый дом, зимняя картина, синее небо, радостные события.

3. Раскройте смысл пословиц и поговорок. Спишите, поставив имена прилагательные, данные в скобках, в нужную падежную форму, согласуя их с существительными.

1. Отольются e волку (овечий) слёзки.

2. На (волчий) мясо да (собачий) зубы.

3. Не суйся в волки с (телячий) хвостом.

4. У бедного шуба на (рыбий) меху.

5. Перья (соколий), а крылья (вороний).

6. По (заячий) следам доходят и до (медвежий).

7. Видно волка и в (овечий) шкуре.

8. В (вороний) горле ничего не застрянет.

9. Деньги берут за лисий e мех, а не за (лисий) нору.

10. Не дай бог медведю (волчий) смелости, а волку (медвежий) силы.

11. (Бараний) шапка на (бараний) голове.

12. Ворона в (павлиний) перьях.

Решение. №318 (с. 169)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 169, номер 318, Решение
Решение 2. №318 (с. 169)
1.

Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, необходимо следовать определённому алгоритму. Этот алгоритм помогает определить нужную букву в окончании, основываясь на связи прилагательного с существительным и на вопросе, который к нему задаётся.

Сначала нужно найти в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное.

Затем от этого существительного следует задать вопрос к прилагательному. Характер вопроса укажет на тип прилагательного и поможет выбрать правильное окончание.

Если прилагательное является качественным или относительным, к нему задаётся вопрос какой? (в соответствующем роде, числе и падеже: какая?, какое?, каких? и т.д.). Безударное окончание прилагательного в этом случае будет таким же, как и ударное окончание в вопросе. Например, (домом) каким?новым, (о картине) какой? — о зимней. При этом нужно учитывать твёрдость и мягкость основы прилагательного.

Если же прилагательное является притяжательным на -ий, то к нему задаётся вопрос чей? (чья?, чьё?, чьи?). В именительном падеже мужского рода единственного числа окончание будет -ий (лисий). В других падежных формах у таких прилагательных перед окончанием пишется разделительный мягкий знак, а само окончание будет таким же, как в вопросе. Например, (хвостом) чьим?лисьим, (о шкуре) чьей? — о лисьей.

Таким образом, главным правилом проверки безударных окончаний прилагательных является проверка по вопросу.

2.

Склонение имён прилагательных с существительными:

Новый дом (мужской род, единственное число)

  • И.п. новый дом
  • Р.п. нового дома
  • Д.п. новому дому
  • В.п. новый дом
  • Т.п. новым домом
  • П.п. о новом доме

Зимняя картина (женский род, единственное число)

  • И.п. зимняя картина
  • Р.п. зимней картины
  • Д.п. зимней картине
  • В.п. зимнюю картину
  • Т.п. зимней картиной
  • П.п. о зимней картине

Синее небо (средний род, единственное число)

  • И.п. синее небо
  • Р.п. синего неба
  • Д.п. синему небу
  • В.п. синее небо
  • Т.п. синим небом
  • П.п. о синем небе

Радостные события (множественное число)

  • И.п. радостные события
  • Р.п. радостных событий
  • Д.п. радостным событиям
  • В.п. радостные события
  • Т.п. радостными событиями
  • П.п. о радостных событиях
3.
  • 1. Отольются волку овечьи слёзки.

    Смысл: За зло и причинённые страдания придётся ответить, наступит возмездие.

  • 2. На волчье мясо да собачьи зубы.

    Смысл: Для каждой сложной ситуации или сильного противника есть свой способ противодействия.

  • 3. Не суйся в волки с телячьим хвостом.

    Смысл: Не стоит браться за дело, к которому ты не готов или для которого у тебя недостаточно сил и опыта.

  • 4. У бедного шуба на рыбьем меху.

    Смысл: Ироничное описание крайней бедности. У рыбы нет меха, поэтому такая шуба не греет и, по сути, не существует.

  • 5. Перья сокольи, а крылья вороньи.

    Смысл: О человеке, который имеет внушительный, многообещающий вид, но на деле не обладает соответствующими способностями или силой.

  • 6. По заячьим следам доходят и до медвежьего.

    Смысл: Распутывая незначительные детали или начиная с малого, можно прийти к раскрытию большого и важного дела.

  • 7. Видно волка и в овечьей шкуре.

    Смысл: Истинную (обычно злую) сущность человека не скрыть под маской притворства и добродушия.

  • 8. В вороньем горле ничего не застрянет.

    Смысл: Говорится о неразборчивом, всеядном человеке. Также может означать того, кто может «проглотить» любую обиду.

  • 9. Деньги берут за лисий мех, а не за лисью нору.

    Смысл: Ценность представляет конечный результат, продукт, а не средства или место его получения.

  • 10. Не дай бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы.

    Смысл: Предостережение о том, как опасно, когда недостатки или слабости одних сочетаются с сильными сторонами других, создавая разрушительную силу.

  • 11. Баранья шапка на бараньей голове.

    Смысл: О глупом человеке, чьи поступки или внешний вид полностью соответствуют его недалекому уму.

  • 12. Ворона в павлиньих перьях.

    Смысл: О человеке, который пытается казаться кем-то более важным и значительным, чем он есть на самом деле, но его истинная природа всё равно видна.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 318 расположенного на странице 169 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №318 (с. 169), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.