Номер 424, страница 225 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Орфография как система правил правописания. Параграф 44. Слитные, раздельные и дефисные написания - номер 424, страница 225.

№424 (с. 225)
Условие. №424 (с. 225)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 225, номер 424, Условие

424. 1 Спишите предложения, раскрывая скобки. Обоснуйте слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

1. Пушкин никогда еще не прятался так хорошо от окружающих и от самого себя, как в этот сон посреди разгорающегося (царско)сельского утра (Ю. Нагибин).

2. По берегу озера бегает в чёрной косы- ночке и в чёрном переднике (бело)щёкая трясогузка (М. Пришвин).

3. Напротив меня сидит человек в чёрной (широко)полой шляпе (А. Куприн).

4. Море, (бледно)малахитовое, с (грязно)жёлтой пеной на гребнях, бурлило в гавани (А. Куприн).

5. Тучи, низкие, (причудливо)лохматые, горели по всему небу яркими красками (В. Вересаев).

6. Запад пылал целым пожаром (ярко)пурпуровых и (огненно)золотых красок; немного вышеm эти тона переходили в (дымно)красные, жёл- тые и оранжевые оттенки; ещё выше (смугло)розовое небо незаметно переходило в нежный, почти бирюзовый цветch (А. Куприн).

7. В Варшаве вы пересаживаетесьc с поезда (широко)колейной дороги на по- езд (узко)колейной дороги (А. Куприн).

8. Страсть к путешествиям вовлекла меня в четыреm (круго)светные рейса (А. Грин).

9. В тесной гавани на (рыбо)ловных ботах были развёрнуты для просушки (разно)цветные паруса (К. Паустовский).

10. Мальчик лежит (задумчиво)печальный, устремив взор вверх (В. Богомолов).

11. Витька с (угрюмо)сосредоточенным видом рассматривал карту (В. Богомолов).

12. (Радостно)тревожное чувство овладело мною (Ю. Нагибин).

13. В курительной комнате остались только двое: я и какой-то (светло)волосый, (светло)глазый, (бело)ресничныйc англичанин (А. Куприн).

2. Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Определите тип переносного значения.

3. Являются ли выделенные слова синонимами? При положительном ответе дополните синонимический ряд словами с тождественным значением.

Решение. №424 (с. 225)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 225, номер 424, Решение
Решение 2. №424 (с. 225)

1.

1. Пушкин никогда еще не прятался так хорошо от окружающих и от самого себя, как в этот сон посреди разгорающегося царско-сельского утра (Ю. Нагибин).
2. По берегу озера бегает в чёрной косыночке и в чёрном переднике белощёкая трясогузка (М. Пришвин).
3. Напротив меня сидит человек в чёрной широкополой шляпе (А. Куприн).
4. Море, бледно-малахитовое, с грязно-жёлтой пеной на гребнях, бурлило в гавани (А. Куприн).
5. Тучи, низкие, причудливо-лохматые, горели по всему небу яркими красками (В. Вересаев).
6. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпуровых и огненно-золотых красок; немного выше эти тона переходили в дымно-красные, жёлтые и оранжевые оттенки; ещё выше смугло-розовое небо незаметно переходило в нежный, почти бирюзовый цвет (А. Куприн).
7. В Варшаве вы пересаживаетесь с поезда ширококолейной дороги на поезд узкоколейной дороги (А. Куприн).
8. Страсть к путешествиям вовлекла меня в четыре кругосветные рейса (А. Грин).
9. В тесной гавани на рыболовных ботах были развёрнуты для просушки разноцветные паруса (К. Паустовский).
10. Мальчик лежит задумчиво-печальный, устремив взор вверх (В. Богомолов).
11. Витька с угрюмо-сосредоточенным видом рассматривал карту (В. Богомолов).
12. Радостно-тревожное чувство овладело мною (Ю. Нагибин).
13. В курительной комнате остались только двое: я и какой-то светловолосый, светлоглазый, белоресничный англичанин (А. Куприн).

Обоснование написания:

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные на основе подчинительного словосочетания (когда одно слово зависит от другого):
белощёкая (белые щёки), широкополая (широкие поля), ширококолейная (широкая колея), узкоколейная (узкая колея), кругосветные (вокруг света), рыболовные (ловить рыбу), разноцветные (разные цвета), светловолосый (светлые волосы), светлоглазый (светлые глаза), белоресничный (белые ресницы).

Через дефис пишутся сложные прилагательные:
• образованные от имени собственного, которое пишется через дефис: царско-сельского (от Царское Село);
• обозначающие оттенки цветов: бледно-малахитовое, грязно-жёлтой, ярко-пурпуровых, огненно-золотых, дымно-красные, смугло-розовое;
• образованные из двух равноправных основ, между которыми можно поставить союз «и»: причудливо-лохматые (причудливые и лохматые), задумчиво-печальный (задумчивый и печальный), угрюмо-сосредоточенный (угрюмый и сосредоточенный), радостно-тревожное (радостное и тревожное).

2.

Слова, употреблённые в переносном значении:
«разгорающегося утра» — метафора. Усиление света и яркости красок зари сравнивается с разгорающимся огнём.
«тучи... горели» — метафора. Яркое освещение туч лучами заходящего солнца сравнивается с горением.
«Запад пылал целым пожаром» — развёрнутая метафора. Яркий закат по цвету и интенсивности сравнивается с пожаром.
«Страсть... вовлекла» — олицетворение (разновидность метафоры). Неодушевлённому понятию «страсть» приписывается действие, свойственное человеку, — способность вовлекать.

3.

Нет, выделенные слова (задумчиво-печальный и угрюмо-сосредоточенным) не являются синонимами. Они описывают разные состояния. Слово «задумчиво-печальный» обозначает состояние тихой грусти, меланхолии, погружённости в свои мысли. Слово «угрюмо-сосредоточенным» описывает состояние мрачной, суровой, напряжённой концентрации на чём-либо. Общий компонент значения отсутствует, эмоциональная окраска различна.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 424 расположенного на странице 225 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №424 (с. 225), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.