Номер 428, страница 227 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Орфография как система правил правописания. Параграф 44. Слитные, раздельные и дефисные написания - номер 428, страница 227.

№428 (с. 227)
Условие. №428 (с. 227)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 227, номер 428, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 227, номер 428, Условие (продолжение 2) Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 227, номер 428, Условие (продолжение 3)

428. 1. Рассмотрите таблицу. Подготовьте устное сообщение.

Правописание наречий и наречных сочетаний, образованных от имён существительных

Раздельно Слитно
Наречные сочетания, имеющие в своём составе Наречия, имеющие в своём составе

1) предлоги без, в, до, за, на, от, по, под, с с формами имён существительных: без ведома, в срок, в насмешку, в рассрочку, до полусмерти, за полночь, от силы, по пути, под стать, с ходу;

1) предложно-падежную форму существительного, не употребляющегося в современном литературном языке: вперегиб, вразнобой, дотла, запанибрата, изнутри, кнаружи, наземь, набекрень, чересчур и др.;

2) предлоги в, на, до, под с существительными, начинающимися с гласной: в обрез, в убыток, на ощупь, под уклон, в одиночку, но наудачу, наутро, наотрез, поодиночке;

2) форму существительных с пространственным и временным значением верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век, если они не имеют зависимых слов: опускаться вглубь — в глубь веков, расстаться навек — на век минувший;

Примечание: в даль пишется раздельно при глаголах всматриваться, вглядываться (во что?), а не (куда?) вдаль, но смотреть, глядеть (куда?) вдаль;

3) два повторяющихся существительных с предлогами между ними: из рук в руки, с боку на бок, день ото дня, душа в душу;

3) предложно-падежную форму существительного, к которому без изменения смысла нельзя поставить падежный вопрос или зависимое слово: вволю, внакладе, вскорости, навыкате, сплеча, насилу, нараспашку, перейти (как?) вброд — войти (во что?) в брод реки;

4) предлоги в, на с существительными в форме предложного падежа мн. ч.: в сердцах, на радостях, на рысях;

4) форму существительного с первой частью впол-: вполголоса, вполоборота, вполсилы, вполуха.

5) существительные, употребляемые в различных падежных формах с предлогами: на цыпочках — на цыпочки, на корточках — на корточки, под ложечку — под ложечкой, с ведома — без ведома, на память — по памяти, под мышку — под мышкой.

Примечание: существительное подмышки (ед. ч. подмышка) пишется слитно: натёр (?) подмышки, но натёр (где?) под мышками; платье жмёт под мышками, но платье жмёт в подмышках

2. Спишите, решая орфографические задачи. Объясните правописание наречий.

1. Я с трудом удерживалс Беседку, он косилс и грозно ржал на шедшего бок(о)бок Мальчика (В. Вересаев).

2. Арена была, как всегда, переполненам (с)верху (до)низу (А. Куприн).

3. (На)бегу мелькнул мне в глаза блистательныйс павлин (А. Куприн).

4. Слушая, он тут же (с)ходу переводил (В. Богомолов).

5. Сергей и Катя обыскали буфет и нашли холодные яйца (в)смятку и полкувшина молока (В. Вересаев).

6. Мальчик в красных плавках (в)развалочкус направился к воде (Ю. Нагибин).

7. Раз солгал, (на)век лгуном осталс (пословица).

8. Через минуту вода становилас противной и (на)ощупь липкой (А. Куприн).

9. Я схватил его (под)мышки, приволок к ближайшему крыльцу (В. Вересаев).

10. Берёзы и в наших-то лесах, если растут (по)одиночке, сиротами кажутс (В. Астафьев).

11. По широкому заболоченному плато кое-где растут (в)одиночку белая берёза, лиственница и поросль дуба (В. Арсеньев).

12. Мы (на)перегонки сбежали к реке (В. Вересаев).

13. Попыталс я ему заплатить за молоко, но Денис обиделс и отказалс (на)отрез (В. Вересаев).

3. Определите лексическое значение выделенных слов. В случае затруднения обращайтесь к «Толковому словарю русского языка».

4. Определите лексическую окраску слова приволок. С какой целью употребляет его автор?

Решение. №428 (с. 227)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 227, номер 428, Решение
Решение 2. №428 (с. 227)
2. Спишите, решая орфографические задачи. Объясните правописание наречий.

1. Я с трудом удерживал бесившегося бок о бок Мальчика (В. Вересаев). 2. Арена была, как всегда, переполнена сверху донизу (А. Куприн). 3. На бегу мелькнул мне в глаза блистательный павлин (А. Куприн). 4. Слушая, он тут же с ходу переводил (В. Богомолов). 5. Сергей и Катя обыскали буфет и нашли холодные яйца всмятку и полкувшина молока (В. Вересаев). 6. Мальчик в красных плавках вразвалочку направился к воде (Ю. Нагибин). 7. Раз солгал, навек лгуном остался (пословица). 8. Через минуту вода становилась противной и на ощупь липкой (А. Куприн). 9. Я схватил его под мышки, приволок к ближайшему крыльцу (В. Вересаев). 10. Берёзы и в наших-то лесах если растут поодиночке, сиротами кажутся (В. Астафьев). 11. По широкому заболоченному плато кое-где растут в одиночку белая берёза, лиственница и поросль дуба (В. Арсеньев). 12. Мы наперегонки сбежали к реке (В. Вересаев). 13. Попытался я ему заплатить за молоко, но Денис обиделся и отказался наотрез (В. Вересаев).

Объяснение правописания:

  • бок о бок – наречное сочетание, образованное повторением существительного с предлогом, пишется раздельно.
  • сверху донизу – наречия сверху и донизу образованы от существительных с пространственным значением (верх, низ), пишутся слитно.
  • на бегу – наречное сочетание, состоящее из предлога и существительного, которое сохранило падежную форму (можно вставить определение: на быстром бегу), пишется раздельно.
  • с ходу – наречное сочетание, состоящее из предлога и существительного, которое сохранило падежную форму, пишется раздельно.
  • всмятку – наречие, образованное из предложно-падежной формы существительного, к которой нельзя поставить падежный вопрос или зависимое слово без изменения смысла, пишется слитно.
  • вразвалочку – наречие, пишется слитно, так как образовано от предложно-падежной формы существительного, к которой нельзя задать вопрос или добавить зависимое слово без потери смысла.
  • навек – наречие с временным значением, пишется слитно, так как образовано от предлога и существительного и не имеет зависимых слов (в значении «навсегда»).
  • на ощупь – наречное сочетание, состоящее из предлога на и существительного, начинающегося на гласную букву, пишется раздельно.
  • под мышки – наречное сочетание, существительное в нём сохранило своё лексическое значение и падежную форму, пишется раздельно.
  • поодиночке – наречие, образованное от предлога по и существительного одиночка, пишется слитно.
  • в одиночку – наречное сочетание, состоящее из предлога в и существительного, начинающегося на гласную букву, пишется раздельно.
  • наперегонки – наречие, пишется слитно, так как образовано от предложно-падежной формы, к которой нельзя задать падежный вопрос.
  • наотрез – наречие, пишется слитно, так как является застывшей предложно-падежной формой существительного.
3. Определите лексическое значение выделенных слов.

Плато́ – возвышенная равнина с ровной или волнистой поверхностью, ограниченная крутыми уступами, обрывами.

По́росль – молодые побеги растений, выросшие из семян, от пней, корней.

4. Определите лексическую окраску слова приволок. С какой целью употребляет его автор?

Слово «приволок» является формой глагола «приволочь», который образован от глагола «волочь» (тащить по земле). Оно имеет разговорную, сниженную, часто неодобрительную или грубоватую лексическую окраску. Глагол передаёт значение «притащить с усилием, с трудом, против воли или небрежно».

Автор употребляет это слово с целью создания яркого, экспрессивного образа. Оно подчёркивает, что действие было совершено с усилием, возможно, грубо и бесцеремонно. Этот глагол, в отличие от нейтрального «привёл» или «принёс», придаёт повествованию выразительность и помогает читателю лучше представить состояние персонажа (возможно, он был без сознания, ранен или не мог идти сам) и отношение к нему говорящего.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 428 расположенного на странице 227 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №428 (с. 227), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.