Номер 46, страница 36 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Культура речи. Параграф 6. Коммуникативные качества речи - номер 46, страница 36.

№46 (с. 36)
Условие. №46 (с. 36)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 36, номер 46, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 36, номер 46, Условие (продолжение 2)

46. 1. Прочитайте отрывок из рассказа В. Шукшина «Раскас».

Значит было так: я приезжаю — настоле записка. Я её не буду пирисказывать: она там обзываться начала. Главно я же знаю, почему она сделала такой финт ушами. Ей все говорили, что она похожая на какую то артистку. Я забыл на какую. Но она дурочка не понимает: ну и что? Малоли на кого я похожий, я и давай теперь скакать как блоха на зеркале. А ей когда говорили, что она похожая она прямо щасливая становилась Она и в культ просветшколу иза этого пошла, она сама говорила... Да мало ли красивых — все бы бегали из дому! Я же знаю, он ей сказал: «Как вы здорово похожи на одну артистку!» Она конечно вся засветилася... Эх, учили вас учили гусударство деньги на вас тратила, а вы теперь сяли на шею обчеству и радёшеньки! А гусударство в убытке.

Иван остановил раскалённое перо, встал, походил по избе. Ему нравилось, как он пишет, только насчёт гусударства, кажется, зря. Он подсел к столу, зачеркнул «гусударство». И продолжал...

2. Охарактеризуйте речь Ивана с точки зрения нормативного использования языковых средств.

3. Можно ли речь назвать правильной?

4. Приведите примеры речевых ошибок (лексических, морфологических, синтаксических и др.) из текста.

5. Попробуйте отредактировать отрывок из рассказа. Что он при этом потеряет?

Решение. №46 (с. 36)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 36, номер 46, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 36, номер 46, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №46 (с. 36)

2. Охарактеризуйте речь Ивана с точки зрения нормативного использования языковых средств.

Речь Ивана (в данном случае письменная, имитирующая устную) является ярким примером просторечия. С точки зрения нормативного использования языковых средств, она характеризуется многочисленными отклонениями от литературной нормы. Это неграмотная, но очень живая, экспрессивная и эмоциональная речь, которая служит для автора средством речевой характеристики персонажа. Через язык героя В. Шукшин показывает его социальное происхождение, уровень образования, склад ума и эмоциональное состояние. Речь Ивана насыщена разговорными и просторечными словами, фразеологизмами, а также морфологическими и синтаксическими конструкциями, типичными для устного бытового общения, а не для письменного литературного языка.

3. Можно ли речь назвать правильной?

Нет, с точки зрения норм русского литературного языка эту речь нельзя назвать правильной. Она нарушает лексические, орфоэпические (что отражено в написании), морфологические, синтаксические и орфографические нормы. Однако в контексте художественного произведения такая «неправильная» речь является абсолютно уместной и выполняет важную эстетическую функцию, создавая образ «чудика», простого человека из народа.

4. Приведите примеры речевых ошибок (лексических, морфологических, синтаксических и др.) из текста.

В тексте встречаются ошибки разных типов:

  • Лексические и орфографические ошибки (отражающие произношение): пирисказывать (вместо пересказывать), настоле (вместо на столе), какую то (вместо какую-то), малоли (вместо мало ли), щасливая (вместо счастливая), культ прасветшколу (вместо культпросветшколу), иса этого (вместо из-за этого). Использование разговорного слова здорово в значении «очень».
  • Морфологические ошибки: использование полной формы прилагательного вместо краткой в роли сказуемого (она похожая вместо она похожа; я похожий вместо я похож); просторечные формы глаголов (засветилася вместо засветилась, сяли вместо сели); искаженная форма слова (радёшеньки).
  • Синтаксические ошибки: нарушение порядка слов и построения предложений, характерное для устной речи (А ей когда говорили, что она похожая она прямо щасливая становилась — пропущено необходимое подлежащее или неверно построенное сложноподчиненное предложение); отсутствие необходимых знаков препинания, что приводит к объединению разных предложений в одно (учили вас учили государство деньги на вас тратила).

5. Попробуйте отредактировать отрывок из рассказа. Что он при этом потеряет?

Отредактированный отрывок мог бы выглядеть так:

«Итак, было следующее: я приезжаю — на столе лежит записка. Я не буду её пересказывать, потому что она там начала оскорблять меня. Главное, я ведь знаю, почему она сделала этот выпад. Ей все говорили, что она похожа на какую-то артистку. Я забыл, на какую именно. Но она, глупая, не понимает: ну и что? Мало ли, на кого я похож, но я же не начинаю из-за этого прыгать, как блоха на зеркале. А когда ей говорили, что она похожа, она становилась очень счастливой. Она из-за этого и в культпросветшколу пошла, сама говорила... Мало ли на свете красивых — иначе все бы сбежали из дома! Я ведь знаю, он ей сказал: «Как же вы сильно похожи на одну артистку!» Она, конечно, вся просияла... Эх, вас так долго учили, государство тратило на вас деньги, а вы теперь сели на шею обществу и очень этому рады! А государство несёт убытки».

При таком редактировании отрывок потеряет самое главное:

  • Голос и индивидуальность героя. Текст станет безликим, стандартным, потеряет свою оригинальность. Исчезнет речевой портрет Ивана, простого деревенского жителя.
  • Художественную выразительность. Именно «неправильности» и просторечные обороты делают речь героя живой, образной и запоминающейся. Литературная правка превратит её в сухой, протокольный отчёт.
  • Реализм и достоверность. Шукшин — мастер изображения народных характеров, и язык его персонажей — ключевой элемент этого изображения. Отредактированный текст разрушит достоверность образа, сделает его фальшивым.
  • Авторский замысел. Использование стилизации под просторечие (сказа) — это сознательный приём автора. Редактирование текста будет идти вразрез с волей писателя и обеднит произведение, лишив его глубины и своеобразия.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 46 расположенного на странице 36 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №46 (с. 36), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.