Номер 46, страница 36 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Культура речи. Параграф 6. Коммуникативные качества речи - номер 46, страница 36.
№46 (с. 36)
Условие. №46 (с. 36)
скриншот условия
46. 1. Прочитайте отрывок из рассказа В. Шукшина «Раскас».
Значит было так: я приезжаю — настоле записка. Я её не буду пирисказывать: она там обзываться начала. Главно я же знаю, почему она сделала такой финт ушами. Ей все говорили, что она похожая на какую то артистку. Я забыл на какую. Но она дурочка не понимает: ну и что? Малоли на кого я похожий, я и давай теперь скакать как блоха на зеркале. А ей когда говорили, что она похожая она прямо щасливая становилась Она и в культ просветшколу иза этого пошла, она сама говорила... Да мало ли красивых — все бы бегали из дому! Я же знаю, он ей сказал: «Как вы здорово похожи на одну артистку!» Она конечно вся засветилася... Эх, учили вас учили гусударство деньги на вас тратила, а вы теперь сяли на шею обчеству и радёшеньки! А гусударство в убытке.
Иван остановил раскалённое перо, встал, походил по избе. Ему нравилось, как он пишет, только насчёт гусударства, кажется, зря. Он подсел к столу, зачеркнул «гусударство». И продолжал...
2. Охарактеризуйте речь Ивана с точки зрения нормативного использования языковых средств.
3. Можно ли речь назвать правильной?
4. Приведите примеры речевых ошибок (лексических, морфологических, синтаксических и др.) из текста.
5. Попробуйте отредактировать отрывок из рассказа. Что он при этом потеряет?
Решение. №46 (с. 36)
Решение 2. №46 (с. 36)
2. Охарактеризуйте речь Ивана с точки зрения нормативного использования языковых средств.
Речь Ивана (в данном случае письменная, имитирующая устную) является ярким примером просторечия. С точки зрения нормативного использования языковых средств, она характеризуется многочисленными отклонениями от литературной нормы. Это неграмотная, но очень живая, экспрессивная и эмоциональная речь, которая служит для автора средством речевой характеристики персонажа. Через язык героя В. Шукшин показывает его социальное происхождение, уровень образования, склад ума и эмоциональное состояние. Речь Ивана насыщена разговорными и просторечными словами, фразеологизмами, а также морфологическими и синтаксическими конструкциями, типичными для устного бытового общения, а не для письменного литературного языка.
3. Можно ли речь назвать правильной?
Нет, с точки зрения норм русского литературного языка эту речь нельзя назвать правильной. Она нарушает лексические, орфоэпические (что отражено в написании), морфологические, синтаксические и орфографические нормы. Однако в контексте художественного произведения такая «неправильная» речь является абсолютно уместной и выполняет важную эстетическую функцию, создавая образ «чудика», простого человека из народа.
4. Приведите примеры речевых ошибок (лексических, морфологических, синтаксических и др.) из текста.
В тексте встречаются ошибки разных типов:
- Лексические и орфографические ошибки (отражающие произношение):
пирисказывать(вместо пересказывать),настоле(вместо на столе),какую то(вместо какую-то),малоли(вместо мало ли),щасливая(вместо счастливая),культ прасветшколу(вместо культпросветшколу),иса этого(вместо из-за этого). Использование разговорного словаздоровов значении «очень». - Морфологические ошибки: использование полной формы прилагательного вместо краткой в роли сказуемого (
она похожаявместо она похожа;я похожийвместо я похож); просторечные формы глаголов (засветиласявместо засветилась,сяливместо сели); искаженная форма слова (радёшеньки). - Синтаксические ошибки: нарушение порядка слов и построения предложений, характерное для устной речи (
А ей когда говорили, что она похожая она прямо щасливая становилась— пропущено необходимое подлежащее или неверно построенное сложноподчиненное предложение); отсутствие необходимых знаков препинания, что приводит к объединению разных предложений в одно (учили вас учили государство деньги на вас тратила).
5. Попробуйте отредактировать отрывок из рассказа. Что он при этом потеряет?
Отредактированный отрывок мог бы выглядеть так:
«Итак, было следующее: я приезжаю — на столе лежит записка. Я не буду её пересказывать, потому что она там начала оскорблять меня. Главное, я ведь знаю, почему она сделала этот выпад. Ей все говорили, что она похожа на какую-то артистку. Я забыл, на какую именно. Но она, глупая, не понимает: ну и что? Мало ли, на кого я похож, но я же не начинаю из-за этого прыгать, как блоха на зеркале. А когда ей говорили, что она похожа, она становилась очень счастливой. Она из-за этого и в культпросветшколу пошла, сама говорила... Мало ли на свете красивых — иначе все бы сбежали из дома! Я ведь знаю, он ей сказал: «Как же вы сильно похожи на одну артистку!» Она, конечно, вся просияла... Эх, вас так долго учили, государство тратило на вас деньги, а вы теперь сели на шею обществу и очень этому рады! А государство несёт убытки».
При таком редактировании отрывок потеряет самое главное:
- Голос и индивидуальность героя. Текст станет безликим, стандартным, потеряет свою оригинальность. Исчезнет речевой портрет Ивана, простого деревенского жителя.
- Художественную выразительность. Именно «неправильности» и просторечные обороты делают речь героя живой, образной и запоминающейся. Литературная правка превратит её в сухой, протокольный отчёт.
- Реализм и достоверность. Шукшин — мастер изображения народных характеров, и язык его персонажей — ключевой элемент этого изображения. Отредактированный текст разрушит достоверность образа, сделает его фальшивым.
- Авторский замысел. Использование стилизации под просторечие (сказа) — это сознательный приём автора. Редактирование текста будет идти вразрез с волей писателя и обеднит произведение, лишив его глубины и своеобразия.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 46 расположенного на странице 36 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №46 (с. 36), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.