Номер 2, страница 258 - гдз по физике 11 класс учебник Жилко, Маркович

Физика, 11 класс Учебник, авторы: Жилко Виталий Владимирович, Маркович Леонид Григорьевич, Сокольский Анатолий Алексеевич, издательство Народная асвета, Минск, 2021

Авторы: Жилко В. В., Маркович Л. Г., Сокольский А. А.

Тип: Учебник

Издательство: Народная асвета

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-03-3623-1

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Глава 7. Ядерная физика и элементарные частицы. Параграф 43. Ионизирующее излучение. Элементы дозиметрии. Вопросы - номер 2, страница 258.

№2 (с. 258)
Условие. №2 (с. 258)
скриншот условия
Физика, 11 класс Учебник, авторы: Жилко Виталий Владимирович, Маркович Леонид Григорьевич, Сокольский Анатолий Алексеевич, издательство Народная асвета, Минск, 2021, страница 258, номер 2, Условие

2. В чем проявляется биологическое воздействие ионизирующего излучения на живые организмы?

Решение 1. №2 (с. 258)
Физика, 11 класс Учебник, авторы: Жилко Виталий Владимирович, Маркович Леонид Григорьевич, Сокольский Анатолий Алексеевич, издательство Народная асвета, Минск, 2021, страница 258, номер 2, Решение 1
Решение 2. №2 (с. 258)

Биологическое воздействие ионизирующего излучения на живые организмы — это сложный многоуровневый процесс, который начинается с физических взаимодействий на атомном уровне и заканчивается последствиями для всего организма и даже популяции. Воздействие проявляется на молекулярном, клеточном, тканевом и организменном уровнях.

1. Физико-химический этап

Первичный механизм действия ионизирующего излучения (например, альфа-, бета-частиц, гамма-квантов, рентгеновских лучей) заключается в передаче его энергии атомам и молекулам живой ткани. Этот процесс приводит к их ионизации (выбиванию электронов и образованию ионов) и возбуждению. Поскольку живые клетки на 70-80% состоят из воды, основной эффект связан с радиолизом воды. При этом образуются высокоактивные свободные радикалы (например, $H^\bullet$, $OH^\bullet$) и другие окислители (например, пероксид водорода $H_2O_2$). Эти частицы обладают высокой химической активностью и вступают в реакции с важнейшими органическими макромолекулами клетки.

2. Молекулярно-биологический этап

Свободные радикалы и само ионизирующее излучение повреждают жизненно важные макромолекулы. Наиболее чувствительной мишенью является молекула ДНК. В ней могут возникать:

  • одноцепочечные разрывы, которые клетка обычно способна восстановить;
  • двухцепочечные разрывы, которые являются наиболее опасными повреждениями, так как их репарация (восстановление) затруднена и часто происходит с ошибками;
  • повреждения азотистых оснований;
  • образование сшивок между нитями ДНК или между ДНК и белками.

Повреждения также затрагивают белки (в частности, ферменты, что нарушает метаболизм) и липиды (что приводит к нарушению целостности клеточных мембран).

3. Клеточный этап

Последствия для клетки зависят от степени повреждения и эффективности систем репарации:

  • Полное восстановление: если повреждения незначительны, клеточные системы репарации могут полностью их устранить, и клетка вернется к нормальному функционированию.
  • Гибель клетки: при серьезных повреждениях клетка может погибнуть. Это может быть некроз (пассивная гибель) или апоптоз (запрограммированная клеточная смерть), который является защитным механизмом, удаляющим потенциально опасные клетки.
  • Мутации: если системы репарации работают с ошибками, в геноме закрепляются изменения — мутации. Если мутация затрагивает гены, контролирующие клеточное деление, она может привести к злокачественной трансформации клетки и развитию рака. Если мутации происходят в половых клетках (гаметах), они становятся наследственными и могут передаваться потомству.
  • Нарушение деления: клетка может потерять способность к делению (репродуктивная гибель), что особенно критично для быстро обновляющихся тканей.

4. Организменный этап

На уровне целого организма последствия облучения зависят от поглощенной дозы, мощности дозы, вида излучения и индивидуальной радиочувствительности. Разные ткани организма имеют разную чувствительность к излучению. Наиболее уязвимы ткани с высокой скоростью деления клеток: кроветворная ткань (костный мозг), эпителий желудочно-кишечного тракта, половые железы, эмбриональные ткани. Менее чувствительны мышечная и нервная ткани.

Последствия делятся на две основные группы:

  • Детерминированные (нестохастические) эффекты: возникают при превышении определенного порогового значения дозы. Их тяжесть напрямую зависит от величины дозы. К ним относятся острая лучевая болезнь (ОЛБ), лучевые ожоги кожи, катаракта, стерильность.
  • Стохастические (вероятностные) эффекты: не имеют дозового порога, то есть могут возникнуть при сколь угодно малой дозе. С увеличением дозы растет вероятность их возникновения, но не тяжесть проявления. Основные стохастические эффекты — это злокачественные новообразования (рак, лейкозы) и наследственные болезни.

Ответ:
Биологическое воздействие ионизирующего излучения проявляется в повреждении живых организмов на всех уровнях организации, начиная с ионизации молекул (в первую очередь воды) и образования свободных радикалов. Эти радикалы повреждают ключевые макромолекулы, особенно ДНК, что на клеточном уровне приводит к гибели клеток, мутациям или нарушению их функций. На уровне организма это проявляется в виде детерминированных эффектов (таких как острая лучевая болезнь) при больших дозах и стохастических эффектов (повышенный риск рака и наследственных заболеваний) при любых дозах облучения.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по физике за 11 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 258 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по физике к упражнению №2 (с. 258), авторов: Жилко (Виталий Владимирович), Маркович (Леонид Григорьевич), Сокольский (Анатолий Алексеевич), учебного пособия издательства Народная асвета.