Номер 9.13, страница 56 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Словосочетание. Параграф 9. Словосочетание. 9.1. Словосочетание как единица синтаксиса - номер 9.13, страница 56.
№9.13 (с. 56)
Условие. №9.13 (с. 56)
скриншот условия
⬆9.13. Сравните словосочетания: определите в них смысловые отношения и виды связи. Докажите, что словосочетания в парах являются синонимичными.
Лесная поляна — поляна в лесу, полосатый пиджак — пиджак в полоску, сказать со смехом — сказать смеясь, отвечать с уверенно-стью — отвечать уверенно, попросить о помощи — попросить помочь.
Решение. №9.13 (с. 56)
Решение 2. №9.13 (с. 56)
Данные пары словосочетаний являются синонимичными, так как они обозначают один и тот же предмет, признак или действие, но выражают это значение с помощью разных грамматических конструкций. Такие словосочетания называются синтаксическими синонимами. Они имеют одинаковое лексическое значение, но различаются типом связи и частями речи зависимых слов.
Рассмотрим каждую пару подробно.
Лесная поляна — поляна в лесуВ словосочетании «лесная поляна» смысловые отношения определительные (поляна какая? — лесная). Главное слово — существительное «поляна», зависимое — прилагательное «лесная». Вид связи — согласование, так как зависимое слово согласуется с главным в роде (женский), числе (единственное) и падеже (именительный).
В словосочетании «поляна в лесу» смысловые отношения также определительные (поляна какая? / где? — в лесу). Главное слово — существительное «поляна», зависимое — существительное «лесу» с предлогом «в». Вид связи — управление, так как главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже (предложном).
Доказательство синонимичности: Оба словосочетания обозначают поляну, которая находится в лесу. Значение тождественно, но выражено разными средствами: в первом случае — прилагательным, во втором — существительным с предлогом.
Полосатый пиджак — пиджак в полоскуВ словосочетании «полосатый пиджак» смысловые отношения определительные (пиджак какой? — полосатый). Главное слово — существительное «пиджак», зависимое — прилагательное «полосатый». Вид связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже).
В словосочетании «пиджак в полоску» смысловые отношения определительные (пиджак какой? — в полоску). Главное слово — «пиджак», зависимое — существительное «полоску» с предлогом «в». Вид связи — управление (главное слово управляет падежом зависимого — винительным).
Доказательство синонимичности: Оба словосочетания описывают признак предмета — пиджак, имеющий узор в виде полос. Различие заключается в грамматическом выражении этого признака.
Сказать со смехом — сказать смеясьВ словосочетании «сказать со смехом» смысловые отношения обстоятельственные (образа действия: сказать как? — со смехом). Главное слово — глагол «сказать», зависимое — существительное «смехом» с предлогом «со». Вид связи — управление (глагол требует от существительного творительного падежа).
В словосочетании «сказать смеясь» смысловые отношения также обстоятельственные (образа действия: сказать как? — смеясь). Главное слово — глагол «сказать», зависимое — деепричастие «смеясь». Вид связи — примыкание, так как зависимое слово является неизменяемой частью речи и связано с главным только по смыслу.
Доказательство синонимичности: Оба словосочетания описывают одно и то же действие, совершаемое с одинаковым образом — произнесение слов одновременно со смехом. Разница в том, что в первом случае образ действия выражен существительным, а во втором — деепричастием.
Отвечать с уверенностью — отвечать уверенноВ словосочетании «отвечать с уверенностью» смысловые отношения обстоятельственные (образа действия: отвечать как? — с уверенностью). Главное слово — глагол «отвечать», зависимое — существительное «уверенностью» с предлогом «с». Вид связи — управление (глагол управляет творительным падежом существительного).
В словосочетании «отвечать уверенно» смысловые отношения обстоятельственные (образа действия: отвечать как? — уверенно). Главное слово — глагол «отвечать», зависимое — наречие «уверенно». Вид связи — примыкание, так как зависимое слово (наречие) является неизменяемым.
Доказательство синонимичности: Оба словосочетания передают одинаковую характеристику действия — манеру ответа. Значение идентично, но выражено разными частями речи: существительным с предлогом и наречием.
Попросить о помощи — попросить помочьВ словосочетании «попросить о помощи» смысловые отношения объектные (попросить о чём? — о помощи). Главное слово — глагол «попросить», зависимое — существительное «помощи» с предлогом «о». Вид связи — управление (глагол требует от существительного предложного падежа).
В словосочетании «попросить помочь» смысловые отношения объектные (попросить о чём? / что сделать? — помочь). Главное слово — глагол «попросить», зависимое — инфинитив (неопределённая форма глагола) «помочь». Вид связи — примыкание, так как инфинитив является неизменяемой формой глагола и присоединяется к главному слову по смыслу.
Доказательство синонимичности: Обе конструкции выражают одну и ту же просьбу — просьбу об оказании помощи. В первом случае объект просьбы выражен существительным, во втором — глаголом в неопределённой форме.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 9.13 расположенного на странице 56 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №9.13 (с. 56), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.