Номер 14.9, страница 83 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое предложение. Параграф 14. Односоставные предложения - номер 14.9, страница 83.
№14.9 (с. 83)
Условие. №14.9 (с. 83)
скриншот условия
14.9. 1. Прочитайте. Докажите, что приведённые определённо-личные предложения имеют обобщённое значение. Как в них выражено сказуемое?
1. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу (пословица).
2. Потеряешь день — не нагонишь за пять (пословица).
3. В спёртом воздухе при всём старании не отдышишься (К. Прутков).
4. Начиная своё поприще*, не теряй, о юноша, драгоценного времени! (К. Прутков).
5. Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный — речь (И. Бунин).
6. Этого старика не проведёшь (М. Щукин).
7. По такому снегу без лыж полверсты не пройдёшь (М. Пришвин).
2. Каким правилом правописания объединены выделенные слова?
Решение. №14.9 (с. 83)
Решение 2. №14.9 (с. 83)
1.
Приведённые определённо-личные предложения имеют обобщённое значение, так как действие, о котором в них говорится, может быть отнесено к любому человеку, а не к конкретному лицу. Это достигается за счёт того, что они выражают общеизвестные истины, пословицы, советы или описывают ситуации, типичные для каждого. Например, пословицы «Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу» и «Потеряешь день — не нагонишь за пять» говорят не о конкретном «я» или «ты», а о любом человеке вообще. То же самое относится к афоризмам и советам, где действие рекомендуется или описывается как возможное для всех («Умейте же беречь... речь», «не теряй, о юноша, драгоценного времени»).
Сказуемое в этих предложениях выражено:
- глаголом в форме 1-го лица единственного числа изъявительного наклонения: разведу, не приложу;
- глаголом в форме 2-го лица единственного числа изъявительного наклонения: потеряешь, не нагонишь, не отдышишься, не проведёшь, не пройдёшь;
- глаголом в форме 2-го лица единственного или множественного числа повелительного наклонения: не теряй, умейте беречь (составное глагольное сказуемое).
2.
Выделенные слова объединены правилом правописания частицы «не» с глаголами. Частица «не» с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда глагол без «не» не употребляется. Все глаголы в данных примерах (приложу, нагонишь, отдышишься, теряй, проведёшь, пройдёшь) употребляются без частицы «не», поэтому она пишется с ними раздельно.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 14.9 расположенного на странице 83 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №14.9 (с. 83), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.