Номер 3, страница 156 - гдз по физике 8 класс учебник Исаченкова, Громыко

Физика, 8 класс Учебник, авторы: Исаченкова Лариса Артёмовна, Громыко Елена Владимировна, Дорофейчик Владимир Владимирович, Лещинский Юрий Дмитриевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2024

Авторы: Исаченкова Л. А., Громыко Е. В., Дорофейчик В. В., Лещинский Ю. Д.

Тип: Учебник

Издательство: Адукацыя i выхаванне

Год издания: 2024 - 2025

ISBN: 978-985-03-4116-7

Популярные ГДЗ в 8 классе

Глава 3. Световые явления. Параграф 40. Дефекты зрения. Очки. Темы проектных заданий по главе Световые явления - номер 3, страница 156.

№3 (с. 156)
Условие. №3 (с. 156)
скриншот условия
Физика, 8 класс Учебник, авторы: Исаченкова Лариса Артёмовна, Громыко Елена Владимировна, Дорофейчик Владимир Владимирович, Лещинский Юрий Дмитриевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2024, страница 156, номер 3, Условие

3. Оптические иллюзии.

Решение 2. №3 (с. 156)
Физика, 8 класс Учебник, авторы: Исаченкова Лариса Артёмовна, Громыко Елена Владимировна, Дорофейчик Владимир Владимирович, Лещинский Юрий Дмитриевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2024, страница 156, номер 3, Решение 2
Решение 4. №3 (с. 156)

Решение

Оптические иллюзии — это обман зрения, то есть неверное или искаженное восприятие действительности. Они возникают, когда мозг неправильно интерпретирует сигналы, поступающие от глаз. Это не сбой в работе зрительной системы, а скорее демонстрация ее нормальной работы, основанной на определенных принципах и механизмах обработки информации.

Причины возникновения и типы оптических иллюзий

Иллюзии можно условно разделить на две большие группы в зависимости от причин их возникновения: физиологические и когнитивные.

1. Физиологические иллюзии

Они возникают из-за особенностей строения и функционирования наших органов чувств, в частности глаз. Чрезмерная стимуляция рецепторов глаза (палочек и колбочек) или определенные особенности их взаимодействия приводят к искаженному восприятию.

  • Последовательный образ (afterimage): Если долго смотреть на яркий цветной объект, а затем перевести взгляд на белую поверхность, можно увидеть тот же объект, но в дополнительном цвете (например, после красного — зеленовато-голубой). Это происходит из-за "усталости" фоторецепторов, отвечающих за восприятие данного цвета.
  • Иллюзия сетки Германа: При взгляде на сетку из черных квадратов, разделенных белыми линиями, на пересечениях этих линий появляются серые "призрачные" пятна. Это объясняется латеральным торможением в сетчатке глаза — процессом, при котором возбужденные нейроны подавляют активность соседних.

2. Когнитивные иллюзии

Этот тип иллюзий связан с работой мозга и нашими бессознательными умозаключениями, стереотипами и знаниями о мире. Мозг пытается "достроить" и осмыслить неполную или двусмысленную информацию, поступающую от глаз, опираясь на прошлый опыт. Когнитивные иллюзии делятся на несколько подтипов:

  • Искажающие иллюзии: В этих иллюзиях мы неверно воспринимаем размер, длину, кривизну или форму объектов.
    • Иллюзия Мюллера-Лайера: Два отрезка одинаковой длины кажутся разными из-за направленных внутрь или наружу "стрелок" на их концах. Мозг интерпретирует эти стрелки как углы (внутренний и внешний), создавая иллюзию перспективы и разной удаленности.
    • Иллюзия Понцо: Два одинаковых по размеру объекта, расположенные на сходящихся линиях (как железнодорожные пути), кажутся разными. Тот, что находится "дальше" (ближе к точке схода линий), воспринимается как больший.
    • Иллюзия Эббингауза: Центральный круг кажется больше, когда окружен маленькими кругами, и меньше, когда окружен большими. Это связано с контекстом и сравнением с окружающими объектами.
  • Двойственные (неоднозначные) иллюзии: Это изображения, которые допускают две или более равноправные интерпретации. Мозг не может выбрать одну и "переключается" между ними.
    • Ваза Рубина: Можно увидеть либо белую вазу на черном фоне, либо два черных профиля, смотрящих друг на друга.
    • Куб Неккера: Двумерный рисунок куба, который можно воспринимать то одной, то другой гранью как передней.
  • Парадоксальные иллюзии: Изображения объектов, которые кажутся реальными, но не могут существовать в трехмерном пространстве.
    • Треугольник Пенроуза: "Невозможная" фигура, которая при последовательном рассмотрении кажется логичной, но в целом представляет собой парадокс.
    • Бесконечная лестница: Иллюзия лестницы, ведущей вечно вверх (или вниз), но при этом возвращающейся в исходную точку. Широко известна по работам художника Мориса Эшера.
  • Фиктивные иллюзии (парейдолия): Склонность воспринимать знакомые образы (чаще всего лица) в случайных структурах, таких как облака, узоры на обоях или кофейная пена.

Значение оптических иллюзий

Изучение оптических иллюзий имеет большое значение для науки и практики. Они помогают нейробиологам и психологам понять, как мозг обрабатывает визуальную информацию, строит модели окружающего мира и принимает решения. Анализируя "ошибки" восприятия, ученые получают ключ к разгадке его нормальной работы. Кроме того, оптические иллюзии активно используются в искусстве (например, в оп-арте), дизайне, архитектуре (для визуального изменения пространства) и даже в военной маскировке.

Ответ: Оптические иллюзии — это системные ошибки зрительного восприятия, вызванные как физиологическими особенностями строения глаза, так и когнитивными процессами в мозге, который активно интерпретирует визуальную информацию на основе прошлого опыта и контекста. Они делятся на физиологические (например, послеобразы) и когнитивные (искажающие, двойственные, парадоксальные, фиктивные). Изучение иллюзий позволяет глубже понять механизмы человеческого восприятия и находит применение в науке, искусстве и дизайне.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по физике за 8 класс, для упражнения номер 3 расположенного на странице 156 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по физике к упражнению №3 (с. 156), авторов: Исаченкова (Лариса Артёмовна), Громыко (Елена Владимировна), Дорофейчик (Владимир Владимирович), Лещинский (Юрий Дмитриевич), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.