Номер 25, страница 19 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик

Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024

Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Академия образования

Год издания: 2024 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-33-0044-4

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 8 классе

Текст. Стили речи. Параграф 3. Текст и его основные признаки - номер 25, страница 19.

№25 (с. 19)
Условие. №25 (с. 19)
скриншот условия
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 19, номер 25, Условие Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 19, номер 25, Условие (продолжение 2)

25. 1. Прочитайте фрагмент книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Определите стиль, тип речи, внутреннюю форму текста (тему и авторский замысел) и средства, реализующие внешнюю форму текста (композицию, тип речи, опорные слова). Озаглавьте текст. Можно ли композицию текста назвать кольцевой? Подсказка! Определённый тип текста создаётся преимущественным выбором определённых частей речи и синтаксических конструкций (предложений). Определение стиля напрямую связано с лексикой и художественно-изобразительными средствами.

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помнитес ли вы их, милый читатель?сн Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот...

Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке. Видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду. Замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Её нет! Где она? Она плывёт под водой... Подождитес, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе потому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался и мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своём пути!

2. Выпишите в три столбика (по абзацам) глаголы. Определите их вид, наклонение, время. Сравните глаголы в каждом из абзацев текста. Подумайте, почему именно в таких формах автор употребил их.

3. Определите, слова каких частей речи преобладают в абзацах 1—2. Почему?

4. Какие виды предложений по цели высказывания и интонации использовал автор? Проанализируйте, в каком порядке они идут. Понаблюдайте за знаками препинания. Объясните их постановку. Что достигается благодаря использованию разных предложений и знаков препинания в конце их?

Решение. №25 (с. 19)
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 19, номер 25, Решение Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 19, номер 25, Решение (продолжение 2) Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 19, номер 25, Решение (продолжение 3)
Решение 2. №25 (с. 19)

1. Прочитайте фрагмент книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Определите стиль, тип речи, внутреннюю форму текста (тему и авторский замысел) и средства, реализующие внешнюю форму текста (композицию, тип речи, опорные слова). Озаглавьте текст. Можно ли композицию текста назвать кольцевой? Подсказка! Определённый тип текста создаётся преимущественным выбором определённых частей речи и синтаксических конструкций (предложений). Определение стиля напрямую связано с лексикой и художественно-изобразительными средствами.

Стиль текста — художественный с элементами публицистического. Автор не просто описывает природу, но и делится своими размышлениями, эмоциями, обращается напрямую к читателю («милый читатель»), что характерно для публицистики. Однако обилие изобразительно-выразительных средств (метафоры, эпитеты), эмоциональность и образность указывают на преобладание художественного стиля.

Тип речи — рассуждение с элементами описания. Автор размышляет о том, как редко люди замечают красоту окружающего мира, и в качестве примера приводит описание яркой сценки с ныряющей уткой.

Внутренняя форма: Тема: красота обыденных явлений природы и невнимательность человека к окружающему миру. Авторский замысел (идея): призвать читателя быть более наблюдательным, научиться видеть и ценить прекрасное в простых вещах, которые нас окружают каждый день.

Внешняя форма: Композиция: кольцевая. Текст начинается с упоминания кустов шиповника («Нет ничего прекрасней кустов шиповника!») и заканчивается им же («…напомнить читателю о том, как красив шиповник»). Этот прием позволяет логически завершить размышление автора, вернувшись к исходной точке. Тип речи, создающий текст: рассуждение, которое строится на риторических вопросах и ответах-размышлениях, подкрепленных ярким описательным примером. Опорные слова: прекрасней, чудесных, красив (лексика красоты); помните ли, видим ли, замечаем ли, останавливаем внимание (лексика внимания/невнимания); утка, птичка, кусты, деревья (образы природы).

Заглавие текста: «Умение видеть» или «Красота в обыденном».

2. Выпишите в три столбика (по абзацам) глаголы. Определите их вид, наклонение, время. Сравните глаголы в каждом из абзацев текста. Подумайте, почему именно в таких формах автор употребил их.

Абзац 1: помните: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. проходят: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. вертится: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. видим: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. опрокидывается: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. замечаем: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. хохочем: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. оглядываемся: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. посмотреть: совершенный вид, инфинитив.

Абзац 2: нет: (в значении сказуемого). плывёт: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. подождите: совершенный вид, повелительное наклонение. вынырнет: совершенный вид, изъявительное наклонение, будущее время. вынырнула: совершенный вид, изъявительное наклонение, прошедшее время. отшвырнув: совершенный вид (деепричастие). подыскать: совершенный вид, инфинитив. постойте-ка: совершенный вид, повелительное наклонение. делает: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. вынырнув: совершенный вид (деепричастие). стряхнуть: совершенный вид, инфинитив. кажется: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. утирается: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время.

Абзац 3: останавливаем: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. позволяю: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. напомнить: совершенный вид, инфинитив. показался: совершенный вид, изъявительное наклонение, прошедшее время. не встречал: несовершенный вид, изъявительное наклонение, прошедшее время.

Сравнение и анализ: В первом абзаце преобладают глаголы несовершенного вида в настоящем времени. Это создает эффект «настоящего времени рассказчика», вовлекает читателя в размышления, описывает привычные, повторяющиеся действия (люди проходят мимо) и одновременно происходящие события. Во втором абзаце происходит резкая смена. Появляются глаголы повелительного наклонения («подождите», «постойте-ка»), которые напрямую вовлекают читателя в действие, делая его наблюдателем. Использование глаголов разных времен (будущее «вынырнет», прошедшее «вынырнула», настоящее «делает») и совершенного вида («вынырнула», «отшвырнув») передает быструю смену событий, динамику, подчеркивает завершенность и однократность каждого движения утки. В третьем абзаце автор возвращается к обобщению и размышлению. Глаголы настоящего времени («останавливаем», «позволяю») используются для формулировки общего вывода, а глаголы прошедшего времени («показался», «не встречал») — для описания конкретного личного опыта, который послужил толчком к этим размышлениям. Таким образом, автор использует разные глагольные формы для управления темпом повествования и эмоциональным состоянием читателя: от спокойного размышления к напряженному наблюдению и обратно к философскому обобщению.

3. Определите, слова каких частей речи преобладают в абзацах 1—2. Почему?

В абзацах 1 и 2 преобладают глаголы. Это связано с замыслом автора — показать мир не в статике, а в движении, в действии. В первом абзаце глаголы описывают как постоянные, привычные действия («проходят»), так и наблюдаемые в данный момент процессы («вертится», «опрокидывается»). Во втором абзаце концентрация глаголов еще выше, и они передают стремительную последовательность действий утки («плывёт», «вынырнет», «вынырнула», «делает», «утирается»). Использование большого количества глаголов делает текст динамичным, живым, «кинематографичным», позволяет читателю не просто увидеть картинку, а проследить за разворачивающимся событием.

4. Какие виды предложений по цели высказывания и интонации использовал автор? Проанализируйте, в каком порядке они идут. Понаблюдайте за знаками препинания. Объясните их постановку. Что достигается благодаря использованию разных предложений и знаков препинания в конце их?

Автор использует разнообразные виды предложений по цели высказывания и интонации:

Восклицательные: «Нет ничего прекрасней кустов шиповника!», «Её нет!», «...она сейчас вынырнет!», «...утирается после купания всем небом!», «Как редко мы останавливаем внимание на мире!» и др. Они передают сильные эмоции автора: восхищение, удивление, досаду.

Вопросительные (часто риторические): «Помните ли вы их, милый читатель?», «Где она?», «Замечаем ли мы..?». Они служат для установления диалога с читателем, вовлечения его в размышления и наблюдения.

Побудительные: «Подождите», «Постойте-ка». Они напрямую обращены к читателю, призывая его к совместному действию (наблюдению), что усиливает эффект присутствия.

Повествовательные: «Мой вопрос не слишком невежлив...», «Она плывёт под водой...». Они служат для изложения мыслей и описания событий.

Порядок и знаки препинания: Текст начинается с восклицательного предложения, задавая эмоциональный тон. Затем идут вопросительные и повествовательные предложения, погружающие в размышления. Во втором абзаце происходит резкое нагнетание динамики: короткие восклицательные и вопросительные предложения сменяют друг друга («Её нет! Где она?»), создавая интригу. Многоточие в предложении «Она плывёт под водой...» создает паузу, напряженное ожидание. Знаки препинания в конце предложений (!, ?, ...) отражают живую, взволнованную интонацию рассказчика, его меняющиеся эмоции.

Достигаемый эффект: Благодаря использованию разных типов предложений и знаков препинания автор управляет ритмом текста и эмоциональным состоянием читателя. Текст становится похожим на живую устную речь, полную эмоций, пауз и смены интонаций. Это позволяет не только донести мысль, но и передать само ощущение момента, сделать читателя соучастником открытия красоты в обыденном.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 25 расположенного на странице 19 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №25 (с. 19), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.