Номер 25, страница 19 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик
Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Академия образования
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-33-0044-4
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Текст. Стили речи. Параграф 3. Текст и его основные признаки - номер 25, страница 19.
№25 (с. 19)
Условие. №25 (с. 19)
скриншот условия
25. 1. Прочитайте фрагмент книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Определите стиль, тип речи, внутреннюю форму текста (тему и авторский замысел) и средства, реализующие внешнюю форму текста (композицию, тип речи, опорные слова). Озаглавьте текст. Можно ли композицию текста назвать кольцевой? Подсказка! Определённый тип текста создаётся преимущественным выбором определённых частей речи и синтаксических конструкций (предложений). Определение стиля напрямую связано с лексикой и художественно-изобразительными средствами.
Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помнитес ли вы их, милый читатель?сн Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот...
Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке. Видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду. Замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?
Её нет! Где она? Она плывёт под водой... Подождитес, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!
Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе потому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался и мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своём пути!
2. Выпишите в три столбика (по абзацам) глаголы. Определите их вид, наклонение, время. Сравните глаголы в каждом из абзацев текста. Подумайте, почему именно в таких формах автор употребил их.
3. Определите, слова каких частей речи преобладают в абзацах 1—2. Почему?
4. Какие виды предложений по цели высказывания и интонации использовал автор? Проанализируйте, в каком порядке они идут. Понаблюдайте за знаками препинания. Объясните их постановку. Что достигается благодаря использованию разных предложений и знаков препинания в конце их?
Решение. №25 (с. 19)
Решение 2. №25 (с. 19)
1. Прочитайте фрагмент книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Определите стиль, тип речи, внутреннюю форму текста (тему и авторский замысел) и средства, реализующие внешнюю форму текста (композицию, тип речи, опорные слова). Озаглавьте текст. Можно ли композицию текста назвать кольцевой? Подсказка! Определённый тип текста создаётся преимущественным выбором определённых частей речи и синтаксических конструкций (предложений). Определение стиля напрямую связано с лексикой и художественно-изобразительными средствами.
Стиль текста — художественный с элементами публицистического. Автор не просто описывает природу, но и делится своими размышлениями, эмоциями, обращается напрямую к читателю («милый читатель»), что характерно для публицистики. Однако обилие изобразительно-выразительных средств (метафоры, эпитеты), эмоциональность и образность указывают на преобладание художественного стиля.
Тип речи — рассуждение с элементами описания. Автор размышляет о том, как редко люди замечают красоту окружающего мира, и в качестве примера приводит описание яркой сценки с ныряющей уткой.
Внутренняя форма: • Тема: красота обыденных явлений природы и невнимательность человека к окружающему миру. • Авторский замысел (идея): призвать читателя быть более наблюдательным, научиться видеть и ценить прекрасное в простых вещах, которые нас окружают каждый день.
Внешняя форма: • Композиция: кольцевая. Текст начинается с упоминания кустов шиповника («Нет ничего прекрасней кустов шиповника!») и заканчивается им же («…напомнить читателю о том, как красив шиповник»). Этот прием позволяет логически завершить размышление автора, вернувшись к исходной точке. • Тип речи, создающий текст: рассуждение, которое строится на риторических вопросах и ответах-размышлениях, подкрепленных ярким описательным примером. • Опорные слова: прекрасней, чудесных, красив (лексика красоты); помните ли, видим ли, замечаем ли, останавливаем внимание (лексика внимания/невнимания); утка, птичка, кусты, деревья (образы природы).
Заглавие текста: «Умение видеть» или «Красота в обыденном».
2. Выпишите в три столбика (по абзацам) глаголы. Определите их вид, наклонение, время. Сравните глаголы в каждом из абзацев текста. Подумайте, почему именно в таких формах автор употребил их.
Абзац 1: • помните: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • проходят: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • вертится: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • видим: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • опрокидывается: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • замечаем: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • хохочем: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • оглядываемся: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • посмотреть: совершенный вид, инфинитив.
Абзац 2: • нет: (в значении сказуемого). • плывёт: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • подождите: совершенный вид, повелительное наклонение. • вынырнет: совершенный вид, изъявительное наклонение, будущее время. • вынырнула: совершенный вид, изъявительное наклонение, прошедшее время. • отшвырнув: совершенный вид (деепричастие). • подыскать: совершенный вид, инфинитив. • постойте-ка: совершенный вид, повелительное наклонение. • делает: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • вынырнув: совершенный вид (деепричастие). • стряхнуть: совершенный вид, инфинитив. • кажется: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • утирается: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время.
Абзац 3: • останавливаем: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • позволяю: несовершенный вид, изъявительное наклонение, настоящее время. • напомнить: совершенный вид, инфинитив. • показался: совершенный вид, изъявительное наклонение, прошедшее время. • не встречал: несовершенный вид, изъявительное наклонение, прошедшее время.
Сравнение и анализ: В первом абзаце преобладают глаголы несовершенного вида в настоящем времени. Это создает эффект «настоящего времени рассказчика», вовлекает читателя в размышления, описывает привычные, повторяющиеся действия (люди проходят мимо) и одновременно происходящие события. Во втором абзаце происходит резкая смена. Появляются глаголы повелительного наклонения («подождите», «постойте-ка»), которые напрямую вовлекают читателя в действие, делая его наблюдателем. Использование глаголов разных времен (будущее «вынырнет», прошедшее «вынырнула», настоящее «делает») и совершенного вида («вынырнула», «отшвырнув») передает быструю смену событий, динамику, подчеркивает завершенность и однократность каждого движения утки. В третьем абзаце автор возвращается к обобщению и размышлению. Глаголы настоящего времени («останавливаем», «позволяю») используются для формулировки общего вывода, а глаголы прошедшего времени («показался», «не встречал») — для описания конкретного личного опыта, который послужил толчком к этим размышлениям. Таким образом, автор использует разные глагольные формы для управления темпом повествования и эмоциональным состоянием читателя: от спокойного размышления к напряженному наблюдению и обратно к философскому обобщению.
3. Определите, слова каких частей речи преобладают в абзацах 1—2. Почему?
В абзацах 1 и 2 преобладают глаголы. Это связано с замыслом автора — показать мир не в статике, а в движении, в действии. В первом абзаце глаголы описывают как постоянные, привычные действия («проходят»), так и наблюдаемые в данный момент процессы («вертится», «опрокидывается»). Во втором абзаце концентрация глаголов еще выше, и они передают стремительную последовательность действий утки («плывёт», «вынырнет», «вынырнула», «делает», «утирается»). Использование большого количества глаголов делает текст динамичным, живым, «кинематографичным», позволяет читателю не просто увидеть картинку, а проследить за разворачивающимся событием.
4. Какие виды предложений по цели высказывания и интонации использовал автор? Проанализируйте, в каком порядке они идут. Понаблюдайте за знаками препинания. Объясните их постановку. Что достигается благодаря использованию разных предложений и знаков препинания в конце их?
Автор использует разнообразные виды предложений по цели высказывания и интонации:
• Восклицательные: «Нет ничего прекрасней кустов шиповника!», «Её нет!», «...она сейчас вынырнет!», «...утирается после купания всем небом!», «Как редко мы останавливаем внимание на мире!» и др. Они передают сильные эмоции автора: восхищение, удивление, досаду.
• Вопросительные (часто риторические): «Помните ли вы их, милый читатель?», «Где она?», «Замечаем ли мы..?». Они служат для установления диалога с читателем, вовлечения его в размышления и наблюдения.
• Побудительные: «Подождите», «Постойте-ка». Они напрямую обращены к читателю, призывая его к совместному действию (наблюдению), что усиливает эффект присутствия.
• Повествовательные: «Мой вопрос не слишком невежлив...», «Она плывёт под водой...». Они служат для изложения мыслей и описания событий.
Порядок и знаки препинания: Текст начинается с восклицательного предложения, задавая эмоциональный тон. Затем идут вопросительные и повествовательные предложения, погружающие в размышления. Во втором абзаце происходит резкое нагнетание динамики: короткие восклицательные и вопросительные предложения сменяют друг друга («Её нет! Где она?»), создавая интригу. Многоточие в предложении «Она плывёт под водой...» создает паузу, напряженное ожидание. Знаки препинания в конце предложений (!, ?, ...) отражают живую, взволнованную интонацию рассказчика, его меняющиеся эмоции.
Достигаемый эффект: Благодаря использованию разных типов предложений и знаков препинания автор управляет ритмом текста и эмоциональным состоянием читателя. Текст становится похожим на живую устную речь, полную эмоций, пауз и смены интонаций. Это позволяет не только донести мысль, но и передать само ощущение момента, сделать читателя соучастником открытия красоты в обыденном.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 25 расположенного на странице 19 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №25 (с. 19), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.