Номер 381, страница 210 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик
Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Академия образования
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-33-0044-4
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Синтаксис и пунктуация. Простое осложнённое предложение. Параграф 40. Вводные слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания при них - номер 381, страница 210.
№381 (с. 210)
Условие. №381 (с. 210)
скриншот условия
Анализируем
381. 1. Сопоставьте предложения. Определите функцию выделенных в них слов. Объясните, как отличить вводное слово от похожего на него члена предложения, выраженного самостоятельной частью речи.
2. Спишите. Графически объясните своё решение. BC
Образец. Ваш рассказ мне кажется интересным. — Кажется, мне пора уходить. [BC, ...].
1. Что может лень? — Ты, может, отдохнёшь? 2. Это может быть правдой. — Я, может быть, стану учителем. 3. Ваша помощь оказалась кстати. — Кстати, не раскрывай никому нашу тайну.
4. Его слово многое значит для меня. — Придётся, значит, искать запасного игрока. 5. Погода не главное. — Ты, главное, не робей.
6. Я всё-таки признаюсь в своей ошибке. — Я, признаюсь, не ожидал такого подхода к делу. 7. Теперь твоё решение очевидно. — Мы плохо слушали объяснение задания, очевидно. 8. Вы помните последнюю экскурсию? — В прошлом году, помните, была такая же ситуация.
3. С любыми 4–5 словами из таблицы на с. 208–209 составьте аналогичные пары предложений. Докажите, что, на первый взгляд, одно и то же слово может выполнять в предложениях разные функции.
Решение 2. №381 (с. 210)
1.
Вводное слово можно отличить от похожего на него члена предложения по ряду признаков:
Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос от других слов в предложении. Члены предложения, напротив, грамматически связаны с другими словами, и к ним всегда можно задать вопрос.
Вводные слова можно убрать из предложения без потери основного смысла и разрушения грамматической структуры. Если убрать член предложения, то смысл либо изменится, либо предложение станет грамматически неверным.
Вводные слова и конструкции на письме всегда выделяются запятыми. Омонимичные им члены предложения запятыми не выделяются (за исключением случаев, когда они входят в состав обособленных оборотов).
Вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию (уверенность, сомнение, эмоции), указывают на источник сообщения, порядок мыслей, способ оформления речи. Члены предложения называют предметы, признаки, действия и т.д.
2.
1. Что может лень? — В этом предложении «может» является частью составного глагольного сказуемого (что делает? может).
Ты, может, отдохнёшь? — Здесь «может» — это вводное слово, выражающее неуверенность, предположение. Оно не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос, и его можно опустить: Ты отдохнёшь?
2. Это может быть правдой. — В данном случае «может быть» является составным глагольным сказуемым (что делает? может быть).
Я, может быть, стану учителем. — Здесь «может быть» — это вводная конструкция, выражающая предположение. Её можно изъять из предложения: Я стану учителем.
3. Ваша помощь оказалась кстати. — В этом предложении «кстати» — это обстоятельство (оказалась как? кстати), выраженное наречием. Является членом предложения.
Кстати, не раскрывай никому нашу тайну. — Здесь «кстати» — вводное слово, указывающее на связь мыслей. Не является членом предложения.
4. Его слово многое значит для меня. — Здесь «значит» — это простое глагольное сказуемое (слово что делает? значит), выраженное глаголом.
Придётся, значит, искать запасного игрока. — В этом предложении «значит» — вводное слово со значением вывода, следствия (синоним — следовательно). Не является членом предложения.
5. Погода не главное. — В этом предложении «главное» — это именная часть составного именного сказуемого (погода есть что? не главное), выраженная существительным.
Ты, главное, не робей. — Здесь «главное» — вводное слово, которое используется для выделения наиболее важной мысли. Не является членом предложения.
6. Я всё-таки признаюсь в своей ошибке. — Здесь «признаюсь» — это простое глагольное сказуемое (я что сделаю? признаюсь), выраженное глаголом.
Я, признаюсь, не ожидал такого подхода к делу. — В этом предложении «признаюсь» — вводное слово, указывающее на искренность говорящего. Не является членом предложения.
7. Теперь твоё решение очевидно. — В данном предложении «очевидно» — это именная часть составного именного сказуемого (решение каково? очевидно), выраженная кратким прилагательным.
Мы плохо слушали объяснение задания, очевидно. — Здесь «очевидно» — вводное слово, выражающее степень уверенности говорящего. Не является членом предложения.
8. Вы помните последнюю экскурсию? — Здесь «помните» — это простое глагольное сказуемое (вы что делаете? помните), выраженное глаголом.
В прошлом году, помните, была такая же ситуация. — В этом предложении «помните» — вводное слово, используемое для привлечения внимания собеседника. Не является членом предложения.
3.
(Поскольку таблица со страниц 208—209 не представлена, для выполнения задания были взяты другие слова, которые могут выступать как в роли членов предложения, так и в роли вводных слов).
Ниже приведены аналогичные пары предложений, доказывающие, что одно и то же слово может выполнять в предложениях разные функции.
1. Правда
Правда всегда побеждает. — «Правда» является подлежащим (что? правда), выраженным существительным.
Он, правда, немного опоздал. — «Правда» является вводным словом, выражающим признание факта.
2. Говорят
Старожилы говорят, что зима будет холодной. — «Говорят» является сказуемым (старожилы что делают? говорят), выраженным глаголом.
Говорят, зима будет холодной. — «Говорят» является вводным словом, указывающим на источник сообщения.
3. К счастью
Дорога вела к счастью. — «К счастью» является дополнением (вела к чему? к счастью), выраженным существительным с предлогом.
К счастью, никто не пострадал. — «К счастью» является вводной конструкцией, выражающей чувства говорящего (радость).
4. Наоборот
Он всё сделал наоборот. — «Наоборот» является обстоятельством образа действия (сделал как? наоборот), выраженным наречием.
Я не устал, наоборот, чувствую прилив сил. — «Наоборот» является вводным словом, указывающим на противопоставление.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 381 расположенного на странице 210 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №381 (с. 210), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.