Номер 377, страница 207 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик
Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Академия образования
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-33-0044-4
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Синтаксис и пунктуация. Простое осложнённое предложение. Параграф 40. Вводные слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания при них - номер 377, страница 207.
№377 (с. 207)
Условие. №377 (с. 207)
скриншот условия
377. 1. Прочитайте текст. О каких особенностях вводных слов в нём говорится?
2. Найдите и выпишите предложения, осложнённые вводными словами. Обозначьте эти слова. Каково их значение в предложениях?
— К счастью, мы пришли...
Не подумайте, что пришли к счастью. Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда, наконец, пришли, то вздохнули с облегчением:
— К счастью, мы пришли...
Всё дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, пре-вратила его в мало что означающее вводное слово. Может, совсем не то слово, которое в данном случае надо было сказать...
Может, не то. А может, и то.
Может уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределённую вероятность. И здесь опять дело в за-пятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить.
Главное тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отдели-лось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным. А в предложении оно не то что не главный, а даже не второстепен-ный член. Ввели его — оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.
Выведешь — две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чём, совесть здесь опять же вводное слово, а значит, и без неё можно обойтись.
— К несчастью, нам пора...
Да нет, никто не спешит к несчастью, хотя и к сожалению ни-кто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего обойтись невозможно (по Ф. Кривину).
3. Проверьте правильность выполнения задания с помощью таблицы «Зна-чения вводных слов, словосочетаний, предложений».
4. Найдите предложения, в которых вводные слова стоят после союзов и, а. Подумайте, от чего зависит постановка запятой после союза. Подсказка! Попро-буйте изъять вводное слово и прочитать предложение без него.
| Значение | Вводные слова |
| различная степень уверенности | |
● большая степень уверенности (уверенность, достоверность); | конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без со-мнения, безусловно, действительно, в самом деле, само собой, само собой разумеется, не правда ли и др.; |
● меньшая степень уверенности (неуверенность, предположение) | наверное, наверно, кажется, как мне кажется, ве-роятно, по всей вероятности, очевидно, возможно, пожалуй, видимо, по-видимому, видно, может, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать и др. |
| различные чувства | |
● радость, одобрение, удовольствие; | к счастью, на счастье, к радости, к общей радости, к удивлению, к удовольствию (кого-либо), что хорошо, что ещё лучше и др.; |
● сожаление, неодобрение огорчение; | к несчастью, по несчастью, к сожалению, к (большому, великому) огорчению, к стыду (кого-либо), к прискор-бию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, греш-ным делом, что ещё хуже, что обидно, как назло и др.; |
● удивление, недоумение; | к удивлению, удивительное дело, к изум-лению, странно, странное дело, непонятное дело и др.; |
● страх, опасение | ужас, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др. |
| источник сообщения | |
● сам говорящий; | по-моему, с моей точки зрения, как я думаю, думаю, как считаю, помнится, на мой взгляд, по моему мнению, как помню и др.; |
● другие люди | по-вашему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), по мнению (кого-либо), по словам (кого-либо), по выражению (кого-либо), по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения (кого-либо), слышно, дескать, мол, говорят, как говорят, как слышно, как известно, как указывалось, как оказалось, как оказалось, как говорили в старину и др. |
| Вводные слова | |
| оформление мыслей | |
● порядок мыслей и их связь (пере-числение, проти-вопоставление, следствие, вывод); | во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, далее, итак, следовательно, значит, таким образом, на-против, наоборот, однако, например, к примеру, так (= например), в частности, кроме того, в довершение всего, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, в общем, прежде всего, повторяю, между прочим, впрочем, стало быть, главное, сверх того и др.; |
● способ оформ-ления мыслей | словом, одним словом, другими словами, иначе го-воря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, точнее, кстати, к слову сказать, лучше сказать, прямо ска-зать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, честно говоря, (сказать) по совести, если можно так выразиться и др. |
| обращение к собеседнику | |
● привлечение внимания собеседника | видите (ли), знаете (ли), помните (ли), понимаете (ли), верите (ли), послушайте, позвольте, представь-те, помилуйте, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, не поверите, согласитесь, заметьте (себе), если хотите знать и др. |
Решение 2. №377 (с. 207)
1.
В тексте говорится о следующих особенностях вводных слов:
- Они не являются членами предложения (ни главными, ни второстепенными).
- Вводные слова грамматически не связаны с другими словами в предложении.
- На письме они всегда выделяются запятыми.
- Их можно изъять из предложения без потери основного смысла.
- Вводные слова служат для выражения отношения говорящего к высказыванию: они могут передавать чувства (к счастью, к сожалению), степень уверенности или неуверенности (может), указывать на способ оформления мысли (по совести) или порядок изложения (главное).
2.
Предложения, осложнённые вводными словами:
«К счастью, мы пришли...» — вводное слово к счастью выражает чувство радости.
«Может, совсем не то.» — вводное слово может выражает меньшую степень уверенности, предположение.
«А может, и то.» — вводное слово может выражает предположение, неуверенность.
«Может уже ничего не может...» — первое слово может является вводным и выражает неуверенность.
«И, главное, не знаешь, куда их ставить.» — вводное слово главное указывает на порядок мыслей, подчёркивая важность следующего за ним высказывания.
«Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись.» — вводное словосочетание по совести указывает на способ оформления мыслей, означает «говоря честно».
«К несчастью, нам пора...» — вводное слово к несчастью выражает чувство сожаления.
«...хотя и к сожалению никто не спешит.» — вводное слово к сожалению выражает сожаление.
3.
Проверка с помощью таблицы подтверждает правильность определения значений вводных слов. Например, к счастью и к несчастью относятся к группе «различные чувства»; может — к «меньшей степени уверенности»; главное — к «порядку мыслей и их связи»; по совести — к «способу оформления мыслей».
4.
Предложения, в которых вводные слова стоят после союзов а и и:
«А может, и то».
«И, главное, не знаешь, куда их ставить».
Постановка запятой после союза зависит от того, можно ли изъять или переставить вводное слово без нарушения структуры предложения. Это и есть основной принцип, на который указывает подсказка.
В предложении «И, главное, не знаешь...» вводное слово главное можно убрать: «И не знаешь...». Смысл связи, которую устанавливает союз и, сохраняется. Поэтому вводное слово отделяется запятой от предшествующего союза.
В предложении «А может, и то» союз а и вводное слово может тесно связаны. Если убрать вводное слово («А и то»), то конструкция становится стилистически неловкой. Союз и вводное слово образуют единое сочетание, поэтому запятая между ними не ставится. Она ставится только после всей вводной конструкции.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 377 расположенного на странице 207 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №377 (с. 207), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.