вариант 2, страница 10 - гдз по химии 9 класс тетрадь для практических работ Сечко

Химия, 9 класс Тетрадь для практических работ, автор: Сечко Ольга Ивановна, издательство Аверсэв, Минск, 2021, салатового цвета

Авторы: Сечко О. И.

Тип: Тетрадь для практических работ

Издательство: Аверсэв

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: салатовый, зелёный с молекулами

ISBN: 978-985-19-6957-3

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 9 классе

Реакции ионного обмена между растворами электролитов. Практическая работа 1 - страница 10.

вариант 2 (с. 10)
Решение 2. вариант 2 (с. 10)

Задание 1. Установите возможность протекания химических реакций между растворами электролитов.

а) Растворами карбоната калия и серной кислоты.

Порядок выполнения опыта: К раствору карбоната калия объемом 1-2 см$^3$ прибавьте примерно такой же объем раствора серной кислоты.

Дополните рисунок:

В первой пробирке (исходный раствор): $K_2CO_3$ (формула)

В колбе/капельнице (добавляемый раствор): $H_2SO_4$ (формула)

Во второй пробирке (после реакции): $K_2SO_4$, $H_2O$, $CO_2\uparrow$ (формула)

Признак реакции: Выделение бесцветного газа (пузырьки).

Уравнение химической реакции:

молекулярное: $K_2CO_3 + H_2SO_4 \rightarrow K_2SO_4 + H_2O + CO_2\uparrow$

полное ионное: $2K^+ + CO_3^{2-} + 2H^+ + SO_4^{2-} \rightarrow 2K^+ + SO_4^{2-} + H_2O + CO_2\uparrow$

сокращенное ионное: $CO_3^{2-} + 2H^+ \rightarrow H_2O + CO_2\uparrow$

Ответ: Реакция возможна, так как образуется газ.

б) Растворами сульфата магния и гидроксида натрия.

Порядок выполнения опыта: К раствору сульфата магния объемом 1-2 см$^3$ по каплям прибавьте примерно такой же объем раствора гидроксида натрия до появления заметных признаков реакции.

Дополните рисунок:

В первой пробирке (исходный раствор): $MgSO_4$ (формула)

В колбе/капельнице (добавляемый раствор): $NaOH$ (формула)

Во второй пробирке (после реакции): $Mg(OH)_2\downarrow$ (формула)

Признак реакции: Образование белого осадка.

Уравнение химической реакции:

молекулярное: $MgSO_4 + 2NaOH \rightarrow Mg(OH)_2\downarrow + Na_2SO_4$

полное ионное: $Mg^{2+} + SO_4^{2-} + 2Na^+ + 2OH^- \rightarrow Mg(OH)_2\downarrow + 2Na^+ + SO_4^{2-}$

сокращенное ионное: $Mg^{2+} + 2OH^- \rightarrow Mg(OH)_2\downarrow$

Ответ: Реакция возможна, так как образуется осадок.

в) Раствором нитрата натрия и хлороводородной кислотой.

Порядок выполнения опыта: Смешайте в пробирке примерно равные объемы (по 1-2 см$^3$) растворов нитрата натрия и хлороводородной кислоты.

Наблюдения: Видимых изменений не наблюдается. Раствор остается прозрачным и бесцветным.

Уравнение химической реакции:

молекулярное: $NaNO_3 + HCl \rightarrow NaCl + HNO_3$

полное ионное: $Na^+ + NO_3^- + H^+ + Cl^- \rightarrow Na^+ + Cl^- + H^+ + NO_3^-$

сокращенное ионное: Нет (все ионы остаются в растворе в диссоциированном состоянии).

Объяснение результатов наблюдений: Реакция ионного обмена между нитратом натрия и хлороводородной кислотой не протекает до конца, поскольку в результате не образуется ни осадка, ни газа, ни малодиссоциирующего вещества (воды). Все продукты реакции являются сильными электролитами и остаются в растворе в виде ионов.

Общий вывод (о возможности протекания проделанных реакций с точки зрения взаимодействия ионов в растворах): Реакции ионного обмена в растворах протекают до конца (практически необратимы) в том случае, если в результате реакции образуется: 1) нерастворимое вещество (осадок); 2) газообразное вещество; 3) малодиссоциирующее вещество (например, вода).

Ответ: Реакция невозможна, так как не образуется осадка, газа или воды.

Задание 2. Вам выдан раствор карбоната натрия. Подберите реактив, который может реагировать с ним с образованием осадка.

Порядок выполнения опыта: В пробирку налейте небольшой объем (1-2 см$^3$) раствора карбоната натрия. Пользуясь таблицей растворимости веществ, подберите один реактив, который в результате реакции с карбонат-ионами образует осадок.

Дополните рисунок:

В первой пробирке (исходный раствор): $Na_2CO_3$ (формула)

В колбе/капельнице (добавляемый раствор): $CaCl_2$ (формула выбранного реактива, например, хлорид кальция)

Во второй пробирке (после реакции): $CaCO_3\downarrow$ (формула продукта реакции)

Признак реакции: Образование белого осадка.

Уравнение химической реакции:

молекулярное: $Na_2CO_3 + CaCl_2 \rightarrow CaCO_3\downarrow + 2NaCl$

полное ионное: $2Na^+ + CO_3^{2-} + Ca^{2+} + 2Cl^- \rightarrow CaCO_3\downarrow + 2Na^+ + 2Cl^-$

сокращенное ионное: $Ca^{2+} + CO_3^{2-} \rightarrow CaCO_3\downarrow$

Вывод (о возможности протекания реакций осаждения ионов с точки зрения взаимодействия ионов в растворах): Реакции осаждения ионов протекают, если в результате взаимодействия ионов образуется соединение, которое малорастворимо или нерастворимо в воде и выпадает в осадок.

Ответ: Выбранный реактив - хлорид кальция ($CaCl_2$).

Задание 3. Проведите реакции, при помощи которых можно осуществить следующие химические превращения: $CuSO_4 \rightarrow Cu(OH)_2 \rightarrow CuCl_2$.

Оборудование и реактивы: растворы сульфата меди(II), гидроксида натрия; хлороводородная кислота.

а) Получение гидроксида меди(II).

Исходные вещества: $CuSO_4$ и $NaOH$

Условия, необходимые для протекания реакции: Смешивание водных растворов.

Признак реакции: Образование синего студенистого осадка.

Уравнение химической реакции:

молекулярное: $CuSO_4 + 2NaOH \rightarrow Cu(OH)_2\downarrow + Na_2SO_4$

полное ионное: $Cu^{2+} + SO_4^{2-} + 2Na^+ + 2OH^- \rightarrow Cu(OH)_2\downarrow + 2Na^+ + SO_4^{2-}$

сокращенное ионное: $Cu^{2+} + 2OH^- \rightarrow Cu(OH)_2\downarrow$

Вывод: Реакция протекает, так как образуется нерастворимое основание (осадок).

Ответ: Получение гидроксида меди(II) возможно при взаимодействии $CuSO_4$ и $NaOH$.

б) Получение хлорида меди(II).

Исходные вещества: $Cu(OH)_2$ и $HCl$

Условия, необходимые для протекания реакции: Добавление хлороводородной кислоты к осадку гидроксида меди(II) при перемешивании.

Признак реакции: Растворение синего осадка и образование прозрачного синего раствора.

Уравнение химической реакции:

молекулярное: $Cu(OH)_2 + 2HCl \rightarrow CuCl_2 + 2H_2O$

полное ионное: $Cu(OH)_2\downarrow + 2H^+ + 2Cl^- \rightarrow Cu^{2+} + 2Cl^- + 2H_2O$

сокращенное ионное: $Cu(OH)_2\downarrow + 2H^+ \rightarrow Cu^{2+} + 2H_2O$

Вывод: Реакция протекает, так как образуется малодиссоциирующее вещество (вода).

Ответ: Получение хлорида меди(II) возможно при взаимодействии $Cu(OH)_2$ и $HCl$.

Вывод. Реакции ионного обмена в растворах протекают в на-правлении с образованием: осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (например, воды).

Продолжите фразы.

На практической работе мы:

1. научились определять возможность протекания реакций ионного обмена.

2. повторили основные признаки химических реакций.

3. узнали о практическом применении реакций ионного обмена.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 9 класс, для упражнения вариант 2 расположенного на странице 10 к тетради для практических работ 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению вариант 2 (с. 10), автора: Сечко (Ольга Ивановна), учебного пособия издательства Аверсэв.