Номер 2, страница 148 - гдз по 9 класс учебник Захарова, Черкес
Авторы: Захарова С. Н., Черкес Н. И.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: бежевый
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Литература XIX века. Тема поэта и поэзии - номер 2, страница 148.
№2 (с. 148)
Условие. №2 (с. 148)
скриншот условия
2. Как вы считаете, почему стихотворение «Пророк» написано от первого лица? Найдите строки, в которых изображены действия серафима и состояние лирического героя. Зачем автор использует градацию? В чём заключается метафоричность образа лирического героя? С какой целью А. С. Пушкин использует устаревшие слова? Какова роль других средств художественной выразительности? Как вы думаете, можно ли стихотворение «Пророк» рассматривать не в контексте темы назначения поэта и поэзии? Аргументируйте свой ответ.
Решение. №2 (с. 148)
Решение 2. №2 (с. 148)
2. Стихотворение «Пророк» написано от первого лица, чтобы читатель мог глубже прочувствовать процесс преображения лирического героя, пережить его вместе с ним. Повествование от первого лица придаёт событиям достоверность и исповедальный характер, подчёркивая, что речь идёт о глубоко личном, духовном опыте.
Строки, изображающие действия серафима и состояние лирического героя:
| Действия серафима | Состояние лирического героя |
|---|---|
| «Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он» | «Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился» |
| «Моих ушей коснулся он» | «Отверзлись вещие зеницы, / Как у испуганной орлицы» |
| «И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык» | «И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет…» |
| «И жало мудрыя змеи / В уста замершие мои / Вложил десницею кровавой» | «И празднословный и лукавый» (язык) |
| «И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул» | «Как труп в пустыне я лежал» |
| «И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул» | «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей…» (слова Бога к герою) |
Градацию (постепенное усиление) автор использует для того, чтобы показать нарастающую мучительность процесса преображения. Каждое последующее действие серафима страшнее и болезненнее предыдущего. Это подчёркивает, что обретение пророческого дара — это тяжёлое испытание, требующее полного самоотречения и физических страданий.
Метафоричность образа лирического героя заключается в том, что его преображение — это аллегория рождения поэта-пророка. Герой, томимый «духовной жаждою», — это человек, ищущий высший смысл. Его физическая трансформация (обретение «вещих зениц», «жала мудрыя змеи» вместо языка, «угля, пылающего огнем» вместо сердца) — это метафора обретения поэтического дара, способности видеть и слышать то, что скрыто от обычных людей, и силы «глаголом жечь сердца людей».
Устаревшие слова (архаизмы и славянизмы), такие как «персты», «зеницы», «уста», «глагол», «десница», «виждь», Пушкин использует для создания высокого, торжественного стиля, близкого к библейским текстам. Это придаёт повествованию вселенский масштаб и подчёркивает священный характер миссии пророка (и, соответственно, поэта).
Роль других средств художественной выразительности также велика. Сравнения («как труп», «как у испуганной орлицы») делают сверхъестественные события более наглядными. Эпитеты («пустыне мрачной», «грешный мой язык», «сердце трепетное») создают эмоциональную атмосферу. Метафоры («духовной жаждою томим», «угль, пылающий огнем») являются ключевыми в описании духовного перерождения.
Рассматривать стихотворение «Пророк» вне контекста темы назначения поэта и поэзии практически невозможно. Хотя оно и описывает универсальный опыт духовного преображения, финальный наказ Бога — «Восстань, пророк… И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей» — прямо указывает на миссию, связанную со словом («глаголом»). Для Пушкина именно поэт является носителем этого божественного слова, способного влиять на души людей. Таким образом, стихотворение является программным произведением, поэтическим манифестом, в котором Пушкин формулирует своё понимание высочайшего предназначения поэта.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания за 9 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 148 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание к упражнению №2 (с. 148), авторов: Захарова (Светлана Николаевна), Черкес (Наталья Ивановна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.