Номер 5, страница 244 - гдз по 9 класс учебник Захарова, Черкес

Русская литература, 9 класс Учебник, авторы: Захарова Светлана Николаевна, Черкес Наталья Ивановна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2019, бежевого цвета

Авторы: Захарова С. Н., Черкес Н. И.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2019 - 2025

Цвет обложки: бежевый

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 9 классе

Литература XX века. Художественная концепция мира и человека - номер 5, страница 244.

№5 (с. 244)
Условие. №5 (с. 244)
скриншот условия
Русская литература, 9 класс Учебник, авторы: Захарова Светлана Николаевна, Черкес Наталья Ивановна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2019, бежевого цвета, страница 244, номер 5, Условие

5. Назовите причины появления потаённой литературы. По дополнительным источникам установите, почему своевременно не были опубликованы произведения потаённой литературы, о чём они. Сформируйте «банк тем», запрещённых для освещения в советской литературе.

Решение. №5 (с. 244)
Русская литература, 9 класс Учебник, авторы: Захарова Светлана Николаевна, Черкес Наталья Ивановна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2019, бежевого цвета, страница 244, номер 5, Решение
Решение 2. №5 (с. 244)

5. Потаённая литература (также «задержанная» или «литература в стол») возникла в советский период как следствие жёсткого идеологического контроля и цензуры со стороны государства. Главными причинами её появления были:

1. Господство метода социалистического реализма. Этот метод требовал от писателей изображать действительность в её «революционном развитии», прославлять коммунистическую партию и советский строй. Авторы, чьё видение мира расходилось с официальной доктриной, не могли публиковаться.

2. Всеобъемлющая цензура. Все издательства находились под контролем государства, а любое произведение перед печатью проходило проверку в Главном управлении по делам литературы и издательств (Главлит). Произведения, содержавшие критику власти, неоднозначную трактовку истории или отклонявшиеся от идеологических норм, запрещались.

3. Стремление к творческой свободе. Многие писатели хотели сохранить творческую независимость, исследовать сложные философские, религиозные и экзистенциальные вопросы, экспериментировать с формой и языком, что было невозможно в рамках официальной литературы.

Произведения потаённой литературы не публиковались своевременно, так как они не соответствовали идеологическим требованиям и освещали запретные темы. Ниже приведены примеры таких произведений и их тематика.

АвторПроизведениеПричина неопубликования и основная тема
М. Булгаков«Мастер и Маргарита»Философско-сатирический роман о добре и зле, свободе творчества, трусости и любви. Содержал сатиру на советскую действительность и библейские мотивы, что было неприемлемо для атеистического государства.
А. Платонов«Котлован», «Чевенгур»Изображение строительства социализма как трагического абсурда. Произведения показывали духовный кризис и дегуманизацию человека в процессе утопических преобразований. Язык Платонова разрушал советские идеологические штампы.
А. Ахматова«Реквием»Поэма, посвящённая жертвам сталинских репрессий. Отражала личное горе и трагедию всего народа, что было строжайше запрещённой темой.
Б. Пастернак«Доктор Живаго»Роман о судьбе интеллигенции в эпоху революции и Гражданской войны. Автор ставил во главу угла не классовую борьбу, а духовную жизнь личности и христианские ценности, что шло вразрез с официальной исторической концепцией.
А. Солженицын«Архипелаг ГУЛАГ»Художественно-документальное исследование системы советских исправительно-трудовых лагерей. Разоблачение государственного террора и репрессий в масштабах, которые власть скрывала.

«Банк тем», запрещённых для освещения в советской литературе:

Реалистичное изображение трагедии Гражданской войны и последствий революции, а не только её героической стороны.

Сталинские репрессии, ГУЛАГ, массовый террор, сфабрикованные судебные процессы.

Голод 1930-х годов, насильственная коллективизация и её трагические последствия для крестьянства.

Критика партийных лидеров, советской бюрократии и идеологии марксизма-ленинизма.

Религиозно-философские искания, темы Бога, веры, духовности вне контекста атеистической пропаганды.

Проблемы частной жизни, экзистенциальные вопросы, не связанные с общественным долгом и строительством коммунизма.

Острые социальные проблемы: бедность, бытовая неустроенность, преступность, если они подавались как системное явление, а не отдельные недостатки.

Формальные эксперименты в искусстве («формализм»), отход от канонов реализма.

Тема русской эмиграции, представленная не в негативном ключе.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания за 9 класс, для упражнения номер 5 расположенного на странице 244 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание к упражнению №5 (с. 244), авторов: Захарова (Светлана Николаевна), Черкес (Наталья Ивановна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.