Номер 5, страница 244 - гдз по 9 класс учебник Захарова, Черкес
Авторы: Захарова С. Н., Черкес Н. И.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: бежевый
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Литература XX века. Художественная концепция мира и человека - номер 5, страница 244.
№5 (с. 244)
Условие. №5 (с. 244)
скриншот условия
5. Назовите причины появления потаённой литературы. По дополнительным источникам установите, почему своевременно не были опубликованы произведения потаённой литературы, о чём они. Сформируйте «банк тем», запрещённых для освещения в советской литературе.
Решение. №5 (с. 244)
Решение 2. №5 (с. 244)
5. Потаённая литература (также «задержанная» или «литература в стол») возникла в советский период как следствие жёсткого идеологического контроля и цензуры со стороны государства. Главными причинами её появления были:
1. Господство метода социалистического реализма. Этот метод требовал от писателей изображать действительность в её «революционном развитии», прославлять коммунистическую партию и советский строй. Авторы, чьё видение мира расходилось с официальной доктриной, не могли публиковаться.
2. Всеобъемлющая цензура. Все издательства находились под контролем государства, а любое произведение перед печатью проходило проверку в Главном управлении по делам литературы и издательств (Главлит). Произведения, содержавшие критику власти, неоднозначную трактовку истории или отклонявшиеся от идеологических норм, запрещались.
3. Стремление к творческой свободе. Многие писатели хотели сохранить творческую независимость, исследовать сложные философские, религиозные и экзистенциальные вопросы, экспериментировать с формой и языком, что было невозможно в рамках официальной литературы.
Произведения потаённой литературы не публиковались своевременно, так как они не соответствовали идеологическим требованиям и освещали запретные темы. Ниже приведены примеры таких произведений и их тематика.
| Автор | Произведение | Причина неопубликования и основная тема |
|---|---|---|
| М. Булгаков | «Мастер и Маргарита» | Философско-сатирический роман о добре и зле, свободе творчества, трусости и любви. Содержал сатиру на советскую действительность и библейские мотивы, что было неприемлемо для атеистического государства. |
| А. Платонов | «Котлован», «Чевенгур» | Изображение строительства социализма как трагического абсурда. Произведения показывали духовный кризис и дегуманизацию человека в процессе утопических преобразований. Язык Платонова разрушал советские идеологические штампы. |
| А. Ахматова | «Реквием» | Поэма, посвящённая жертвам сталинских репрессий. Отражала личное горе и трагедию всего народа, что было строжайше запрещённой темой. |
| Б. Пастернак | «Доктор Живаго» | Роман о судьбе интеллигенции в эпоху революции и Гражданской войны. Автор ставил во главу угла не классовую борьбу, а духовную жизнь личности и христианские ценности, что шло вразрез с официальной исторической концепцией. |
| А. Солженицын | «Архипелаг ГУЛАГ» | Художественно-документальное исследование системы советских исправительно-трудовых лагерей. Разоблачение государственного террора и репрессий в масштабах, которые власть скрывала. |
«Банк тем», запрещённых для освещения в советской литературе:
Реалистичное изображение трагедии Гражданской войны и последствий революции, а не только её героической стороны.
Сталинские репрессии, ГУЛАГ, массовый террор, сфабрикованные судебные процессы.
Голод 1930-х годов, насильственная коллективизация и её трагические последствия для крестьянства.
Критика партийных лидеров, советской бюрократии и идеологии марксизма-ленинизма.
Религиозно-философские искания, темы Бога, веры, духовности вне контекста атеистической пропаганды.
Проблемы частной жизни, экзистенциальные вопросы, не связанные с общественным долгом и строительством коммунизма.
Острые социальные проблемы: бедность, бытовая неустроенность, преступность, если они подавались как системное явление, а не отдельные недостатки.
Формальные эксперименты в искусстве («формализм»), отход от канонов реализма.
Тема русской эмиграции, представленная не в негативном ключе.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания за 9 класс, для упражнения номер 5 расположенного на странице 244 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание к упражнению №5 (с. 244), авторов: Захарова (Светлана Николаевна), Черкес (Наталья Ивановна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.