Номер 2, страница 78 - гдз по химии 10 класс учебник Колевич, Матулис
Авторы: Колевич Т. А., Матулис В. Э., Матулис В. Э., Варакса И. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-599-068-1
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 2. Углеводороды. Параграф 14. Пространственная изомерия алкенов - номер 2, страница 78.
№2 (с. 78)
Условие. №2 (с. 78)
скриншот условия
2. Почему возможно вращение вокруг одинарной связи углерод–углерод и невозможно вокруг двойной связи?
Решение. №2 (с. 78)
Решение 2. №2 (с. 78)
Решение
Разница в возможности вращения вокруг одинарной и двойной связи углерод-углерод объясняется различиями в их электронном строении, а именно типом образующих их химических связей: σ- (сигма) и π- (пи) связей.
Вращение вокруг одинарной связи углерод-углерод
Одинарная связь между двумя атомами углерода (например, в молекуле этана $C_2H_6$) является σ-связью. Эта связь образуется в результате осевого (лобового) перекрывания гибридных атомных орбиталей. Область перекрывания, то есть область с максимальной электронной плотностью, расположена на линии, соединяющей ядра атомов. Такая связь обладает цилиндрической симметрией относительно межъядерной оси. Это означает, что при вращении одной группы атомов (например, $-CH_3$) относительно другой вокруг этой оси, степень перекрывания орбиталей и, следовательно, прочность связи практически не изменяются. Энергетический барьер для такого вращения очень мал (для этана около 12 кДж/моль), и он легко преодолевается за счет тепловой энергии молекул при комнатной температуре. Поэтому вокруг одинарной связи возможно практически свободное вращение, что приводит к существованию различных пространственных форм молекулы — конформаций.
Невозможность вращения вокруг двойной связи
Двойная связь (например, в молекуле этена $C_2H_4$) состоит из одной σ-связи и одной π-связи. σ-связь, как и в случае одинарной связи, образуется осевым перекрыванием sp²-гибридных орбиталей и лежит в плоскости молекулы. π-связь образуется в результате бокового перекрывания негибридных p-орбиталей, оси которых параллельны друг другу и перпендикулярны плоскости σ-связи. Области перекрывания p-орбиталей (электронная плотность π-связи) находятся над и под плоскостью молекулы.
Для существования π-связи необходимо, чтобы p-орбитали оставались параллельными. Попытка повернуть одну группу $-CH_2$ относительно другой вокруг оси σ-связи привела бы к нарушению этого параллельного расположения. При повороте на 90° боковое перекрывание p-орбиталей исчезло бы полностью, что равносильно разрыву π-связи. Для разрыва π-связи требуется значительное количество энергии (около 270 кДж/моль), которое недоступно молекулам при обычных условиях. Из-за этого высокого энергетического барьера свободное вращение вокруг двойной связи невозможно. Это ограничение вращения является причиной существования явления геометрической (цис-транс) изомерии.
Ответ: Вращение возможно вокруг одинарной σ-связи, так как она имеет цилиндрическую симметрию, и вращение не нарушает перекрывания орбиталей, не требуя больших затрат энергии. Вращение невозможно вокруг двойной связи, поскольку она состоит из σ- и π-связей. Для вращения необходимо разорвать π-связь, которая образуется боковым перекрыванием p-орбиталей и требует их строго параллельного расположения, что энергетически невыгодно.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 10 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 78 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №2 (с. 78), авторов: Колевич (Татьяна Александровна), Матулис (Вадим Эдвардович), Матулис (Виталий Эдвардович), Варакса (Игорь Николаевич), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.