Номер 1, страница 15 - гдз по химии 10 класс тетрадь для практических работ Матулис, Матулис
Авторы: Матулис В. Э., Матулис В. Э., Колевич Т. А.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Аверсэв
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: повышенный
Цвет обложки: голубой с молекулами
ISBN: 978-985-19-6062-6
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Гидролиз крахмала. Практическая работа 3 - номер 1, страница 15.
№1 (с. 15)
Решение 2. №1 (с. 15)
Объясните наблюдаемые явления.
При проведении гидролиза крахмала (эксперимент 1):
Изначально крахмальный клейстер представляет собой мутный раствор. Под действием серной кислоты и нагревания происходит гидролиз крахмала, то есть его расщепление на более простые сахара, конечным продуктом которого является глюкоза. Раствор становится прозрачным, так как продукты гидролиза (глюкоза и промежуточные декстрины) растворимы в воде и не образуют клейстера. Последующая нейтрализация серной кислоты раствором гидроксида натрия необходима для дальнейших реакций, так как гидроксид меди(II) реагирует в щелочной среде.
При получении и реакции гидроксида меди(II) (эксперимент 2):
При добавлении раствора сульфата меди(II) к раствору гидроксида натрия образуется свежеосажденный голубой осадок гидроксида меди(II) ($Cu(OH)_2\downarrow$). Это реакция обмена: $CuSO_4 + 2NaOH \rightarrow Cu(OH)_2\downarrow + Na_2SO_4$.
При добавлении к $Cu(OH)_2$ исходного крахмального клейстера (первая пробирка): никаких видимых изменений не происходит, синий осадок $Cu(OH)_2$ сохраняется. Крахмал не является восстанавливающим сахаром и не содержит функциональных групп, способных растворять или восстанавливать $Cu(OH)_2$ при этих условиях.
При добавлении к $Cu(OH)_2$ охлажденного продукта гидролиза крахмала (глюкозы) (вторая пробирка):
При комнатной температуре: синий осадок $Cu(OH)_2$ растворяется, образуя прозрачный ярко-синий раствор. Это свидетельствует о наличии в молекуле глюкозы нескольких гидроксильных групп, расположенных у соседних атомов углерода (свойство многоатомных спиртов), способных образовывать комплексные соединения с ионами меди(II).
При нагревании: ярко-синий раствор сначала мутнеет, затем образуется желтый, оранжевый или красный осадок оксида меди(I) ($Cu_2O\downarrow$). Это свидетельствует о наличии в молекуле глюкозы альдегидной группы, которая восстанавливает ионы меди(II) до ионов меди(I). Сама глюкоза при этом окисляется до глюконовой кислоты.
Ответ:
Приведите уравнение реакции полного гидролиза крахмала в структурных формулах.
Полный гидролиз крахмала (полисахарида) приводит к образованию D-глюкозы (моносахарида). Реакция протекает в присутствии кислоты (катализатор) и при нагревании.
Крахмал представляет собой полимер, состоящий из множества остатков D-глюкозы, связанных $\alpha$-1,4- и $\alpha$-1,6-гликозидными связями (для амилопектина). Молекула глюкозы существует преимущественно в циклической (пиранозной или фуранозной) форме, но находится в равновесии с открытой альдегидной формой.
Уравнение реакции в молекулярных формулах:
$ (C_6H_{10}O_5)_n + nH_2O \xrightarrow{H^+, t^\circ} nC_6H_{12}O_6 $
Здесь $(C_6H_{10}O_5)_n$ — крахмал, $C_6H_{12}O_6$ — глюкоза.
Графическое изображение структурных формул не может быть предоставлено в данном текстовом формате.
Ответ:
Наличие каких функциональных групп в молекуле глюкозы доказывает ее реакция с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре? Напишите уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди(II) при нагревании.
Реакция глюкозы с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре (растворение синего осадка и образование ярко-синего раствора) доказывает наличие в молекуле глюкозы нескольких гидроксильных групп (—OH) у соседних атомов углерода. Глюкоза проявляет свойства многоатомного спирта (полиола).
Уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди(II) при нагревании (реакция "медного зеркала" или качественная реакция на альдегидную группу):
$ CH_2OH-(CHOH)_4-CHO + 2Cu(OH)_2 \xrightarrow{t^\circ} CH_2OH-(CHOH)_4-COOH + Cu_2O\downarrow + 2H_2O $
Глюкоза (альдегидная форма) окисляется до глюконовой кислоты, а гидроксид меди(II) восстанавливается до оксида меди(I), который выпадает в виде красного осадка.
Ответ:
Напишите, какие теоретические знания вы закрепили. Будут ли вступать в реакцию серебряного зеркала крахмал и продукт его полного гидролиза? Какие явления будут наблюдаться, если к свежеосажденному гидроксиду меди(II) добавить раствор дисахарида мальтозы (продукт частичного гидролиза крахмала), а затем нагреть содержимое пробирки?
Закрепленные теоретические знания: гидролиз полисахаридов (крахмала) под действием кислоты с образованием моносахаридов (глюкозы); качественные реакции на многоатомные спирты (полиолы) на примере реакции глюкозы с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре; качественные реакции на альдегидную группу (восстанавливающие сахара) на примере реакции глюкозы с гидроксидом меди(II) при нагревании; различия в химических свойствах полисахаридов (крахмал), моносахаридов (глюкоза) и дисахаридов (мальтоза); принципы нейтрализации кислот щелочами.
Реакция серебряного зеркала (реакция Толленса):
- Крахмал: Нет, крахмал не вступает в реакцию "серебряного зеркала", так как не является восстанавливающим сахаром. В его структуре нет свободных альдегидных или гемиацетальных групп, способных к восстановлению.
- Продукт полного гидролиза крахмала (глюкоза): Да, глюкоза является альдозой и восстанавливающим сахаром. Она вступает в реакцию "серебряного зеркала", восстанавливая ионы серебра из аммиачного раствора оксида серебра до свободного металлического серебра ($Ag$), которое оседает на стенках пробирки в виде блестящего зеркала.
Уравнение реакции:
$ CH_2OH-(CHOH)_4-CHO + 2[Ag(NH_3)_2]OH \xrightarrow{t^\circ} CH_2OH-(CHOH)_4-COOH + 2Ag\downarrow + 4NH_3 + H_2O $
Реакция мальтозы с гидроксидом меди(II):
Мальтоза является восстанавливающим дисахаридом, так как в ее молекуле присутствует одна свободная гемиацетальная гидроксильная группа, которая может переходить в альдегидную форму. Она также является многоатомным спиртом.
- При добавлении к свежеосажденному гидроксиду меди(II) раствора мальтозы при комнатной температуре: синий осадок $Cu(OH)_2$ растворится, образуя прозрачный ярко-синий раствор. Это обусловлено тем, что мальтоза, как и глюкоза, является многоатомным спиртом и образует комплексное соединение с ионами меди(II).
- При нагревании содержимого пробирки: ярко-синий раствор изменит свой цвет, и образуется желтый, оранжевый или красный осадок оксида меди(I) ($Cu_2O\downarrow$). Это происходит потому, что мальтоза, как восстанавливающий сахар, окисляется (до мальтобионовой кислоты), а гидроксид меди(II) восстанавливается.
Ответ:
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 10 класс, для упражнения номер 1 расположенного на странице 15 к тетради для практических работ 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №1 (с. 15), авторов: Матулис (Вадим Эдвардович), Матулис (Виталий Эдвардович), Колевич (Татьяна Александровна), повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Аверсэв.