Номер 125, страница 78 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Смысловая сторона слова. Параграф 16. Антонимы и их употребление в речи - номер 125, страница 78.
№125 (с. 78)
Условие. №125 (с. 78)
скриншот условия
125. Найдите в предложениях антонимы, определите, какие из них являются общеязыковыми, какие — контекстуальными.
1. Для вас — века, для нас — единый час. Мы, как послушные холопы, держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! (А. Блок).
2. Но Бог велик! Он умудряет юность, он слабости дарует силу (А. Пушкин).
3. Нет грани моему упорству. Ты — в вечности, я — в кратких днях, но всё ж, как магу, мне покорствуй иль обрати безумца в прах! (В. Брюсов).
4. Писатель не может пренебречь ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник... (К. Паустовский).
5. Напрасно! Мёртвым не приснится ни грусть, ни радость прошлых дней (М. Лермонтов).
6. Это была борьба двух эпох, культуры и варварства... (М. Ильин, Е. Сегал).
Решение. №125 (с. 78)
Решение 2. №125 (с. 78)
1. В этом предложении присутствуют две пары антонимов, и обе являются контекстуальными.
Первая пара — века и час. Эти слова противопоставляются как очень длинный и очень короткий промежутки времени. Это контекстуальные антонимы, поскольку их противопоставление создано в рамках конкретного поэтического текста для усиления контраста между «вами» и «нами».
Вторая пара — Монголов и Европы. В данном историко-поэтическом контексте эти слова символизируют два враждебных, противоположных мира — Восток и Запад. Это также контекстуальные антонимы.
2. В этом предложении есть как общеязыковые, так и контекстуальные антонимы.
Пара слабости – силу является общеязыковыми антонимами, так как эти слова имеют противоположные лексические значения, закрепленные в языке.
Пара юность (подразумевается неопытность) – умудряет (наделяет мудростью, опытом) является контекстуальными антонимами, так как их противопоставление раскрывается только в данном предложении.
3. Здесь также присутствуют оба типа антонимов.
Противопоставление вечности и кратких дней можно отнести к общеязыковым антонимам, так как оппозиция «вечное – временное/краткое» является устойчивой в языке.
Глаголы покорствуй (подчинись) и обрати в прах (уничтожь) — это контекстуальные антонимы. Они противопоставлены в рамках выбора, который предлагает лирический герой, и не являются антонимами в общеязыковом употреблении.
4. Пара мастер – ремесленник является контекстуальными антонимами. В контексте рассуждений об искусстве и творчестве эти слова часто противопоставляются, где «мастер» — это творец с талантом и оригинальным видением, а «ремесленник» — исполнитель, владеющий лишь техникой. Вне этого контекста они не являются антонимами.
5. Существительные грусть – радость являются общеязыковыми антонимами. Они обозначают прямо противоположные человеческие эмоции и их антонимичность зафиксирована в языке.
6. Пара культуры – варварства является общеязыковыми антонимами. Эти слова обозначают два противоположных по своей сути состояния развития общества и цивилизации.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 125 расположенного на странице 78 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №125 (с. 78), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.