Номер 121, страница 77 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Смысловая сторона слова. Параграф 15. Синонимы и их употребление в речи - номер 121, страница 77.
№121 (с. 77)
Условие. №121 (с. 77)
скриншот условия
121. 1. Спишите, выбрав из данных в скобках синонимов один, наиболее подходящий по смыслу.
1. Я быстро сбежал по лестнице и увидел на улице около горящего дома много (публика, народ, люд).
2. В (маленький, небольшой, крохотный, крошечный) комнате в углу около батареи на (лежак, топчан) спала сибирская кошка.
3. Когда я вошёл в комнату, собака начала громко (лаять, гавкать, тявкать).
4. В порту у причала стоял (заграничный, зарубежный, заморский, чужестранный, иностранный) пароход.
5. Мне (бесконечно, долго, нескончаемо) пришлось ждать, пока метель не утихла.
6. Однажды (красивый, прелестный, очаровательный, прекрасный) летним утром мы всей семьёй поехали в лес за грибами.
7. На улице был очень сильный мороз, и у мальчика (оцепененеть, окаменеть, окостенеть, окоченеть, застыть, одеревенеть) пальцы.
2. В каких случаях возможно несколько вариантов? Чем это обусловлено?
Решение. №121 (с. 77)
Решение 2. №121 (с. 77)
1. Я быстро сбежал по лестнице и увидел на улице около горящего дома много народа.
2. В крохотной комнате в углу около батареи на топчане спала сибирская кошка.
3. Когда я вошёл в комнату, собака начала громко лаять.
4. В порту у причала стоял иностранный пароход.
5. Мне долго пришлось ждать, пока метель не утихла.
6. Однажды прекрасным летним утром мы всей семьёй поехали в лес за грибами.
7. На улице был очень сильный мороз, и у мальчика окоченели пальцы.
2.Несколько вариантов возможны в предложениях 2, 4, 5, 6 и 7. Это обусловлено тем, что синонимы, имея общее лексическое значение, могут различаться оттенками этого значения, экспрессивно-эмоциональной окраской, стилистической принадлежностью и сочетаемостью с другими словами. Выбор конкретного синонима зависит от того, какой именно аспект смысла или какую эмоцию хочет подчеркнуть автор.
- В предложении 2 можно использовать нейтральные синонимы «маленькой» или «небольшой», а можно — экспрессивные «крохотной» или «крошечной», чтобы подчеркнуть очень маленький размер комнаты.
- В предложении 4 слова «иностранный», «заграничный» и «зарубежный» очень близки по значению и стилистически нейтральны, поэтому в данном контексте они взаимозаменяемы.
- В предложении 5 выбор между нейтральным «долго» и экспрессивными, усиливающими значение «бесконечно» или «нескончаемо» зависит от желания автора передать своё эмоциональное состояние и усталость от ожидания.
- В предложении 6 все прилагательные («красивый», «прелестный», «очаровательный», «прекрасный») выражают положительную оценку, но с разными нюансами. «Прекрасным» передаёт высшую степень восхищения, «прелестным» или «очаровательным» — чувство умиления и восторга.
- В предложении 7 глаголы «окоченели», «застыли» и «одеревенели» по-разному описывают последствие мороза. «Окоченели» — наиболее точное слово для описания замерзания живого существа; «застыли» — указывает на потерю подвижности; «одеревенели» — создаёт яркий образ, сравнивая онемевшие пальцы с деревом.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 121 расположенного на странице 77 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №121 (с. 77), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.