Номер 173, страница 100 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Состав слова. Образование слов. Параграф 20. Словообразовательная норма - номер 173, страница 100.

№173 (с. 100)
Условие. №173 (с. 100)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 100, номер 173, Условие

173. 1. Прочитайте текст, озаглавьте его так, чтобы в заголовке отразить основную мысль текста.

Словообразование прочно связано с культурой речи. Для правильного понимания смысла слов, точного их употребления необходимо разбираться в составе слова. Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения, отличающих одно слово от другого. Сравните однокоренные слова с различными приставками и суффиксами: гордость и гордыня, горячка и горячность, дарёный и даровой, эффектный и эффективный, оценить и расценить, обсудить и осудить, оплатить и выплатить, освоить и усвоить (по А. Тихонову).

2. Определите значение выделенных слов. Какова роль приставок и суффиксов в его формировании? Составьте с этими словами словосочетания или предложения, показывая разницу их значений.

Решение. №173 (с. 100)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 100, номер 173, Решение
Решение 2. №173 (с. 100)

1. Прочитайте текст, озаглавьте его так, чтобы в заголовке отразить основную мысль текста.

Основная мысль текста заключается в том, что понимание морфемного состава слова (приставок, суффиксов) является ключом к точному употреблению слов и, следовательно, к высокой культуре речи. Возможные варианты заголовка:

  • Роль состава слова в культуре речи
  • Словообразование и точность словоупотребления
  • Как приставки и суффиксы создают смысл

2. Определите значение выделенных слов. Какова роль приставок и суффиксов в его формировании? Составьте с этими словами словосочетания или предложения, показывая разницу их значений.

В выделенных парах однокоренных слов приставки и суффиксы играют ключевую словоразличительную и смыслообразующую роль, придавая словам разные значения, смысловые оттенки и стилистическую окраску.

  • гордость и гордыня

    Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважения; удовлетворение от успехов. Суффикс -ость образует существительное с нейтральным значением отвлечённого признака.

    Гордыня — непомерная гордость, высокомерие, надменность. Суффикс -ыня привносит в значение слова отрицательную, осуждающую коннотацию.

    Примеры: Он испытывал законную гордость за свою работу. Его сгубила гордыня и нежелание слушать других.

  • горячка и горячность

    Горячка — болезненное состояние с высокой температурой; (перен.) крайняя спешка, суета. Суффикс -к- указывает на конкретное состояние.

    Горячность — свойство характера, пылкость, вспыльчивость. Суффикс -ость обозначает отвлечённое качество, свойство.

    Примеры: В предпраздничной горячке мы забыли купить подарки. Его излишняя горячность в споре часто приводила к конфликтам.

  • дарёный и даровой

    Дарёный — полученный в подарок, подаренный. Образовано от глагола дарить с помощью суффикса причастия -ён-.

    Даровой — бесплатный, полученный даром. Образовано от существительного дар с помощью суффикса прилагательного -ов-.

    Примеры: Пословица гласит: «Дарёному коню в зубы не смотрят». Даровой проезд в транспорте для некоторых категорий граждан является льготой.

  • эффектный и эффективный

    Эффектный — производящий сильное впечатление, броский. Суффикс -н- указывает на признак, производящий эффект-впечатление.

    Эффективный — действенный, приводящий к нужному результату. Суффикс -ивн- указывает на способность производить эффект-результат.

    Примеры: Её эффектный выход запомнился всем гостям. Мы ищем более эффективный способ решения этой проблемы.

  • оценить и расценить

    Оценить — определить цену, стоимость; составить мнение о качестве, достоинствах. Приставка о- имеет значение совершения действия, направленного на объект.

    Расценить — истолковать каким-либо образом, счесть чем-либо. Приставка рас- вносит значение интерпретации, осмысления.

    Примеры: Эксперт должен оценить подлинность картины. Его молчание можно было расценить как знак согласия.

  • обсудить и осудить

    Обсудить — всесторонне рассмотреть, обменяться мнениями. Приставка об- указывает на всесторонний охват действия.

    Осудить — высказать неодобрение, порицание; вынести приговор. Приставка о- здесь придает действию значение вынесения негативной оценки.

    Примеры: Предлагаю обсудить этот вопрос на завтрашнем собрании. Многие осудили его за грубость и бестактность.

  • оплатить и выплатить

    Оплатить — внести плату за что-либо (товар, услугу). Приставка о- означает «покрыть платой».

    Выплатить — отдать, выдать плату, деньги, которые кто-то должен получить (долг, зарплату). Приставка вы- указывает на завершённость действия, полную отдачу.

    Примеры: Пожалуйста, не забудьте оплатить проезд. Предприятие обязано выплатить задолженность по зарплате.

  • освоить и усвоить

    Освоить — научиться пользоваться чем-либо, овладеть навыками; сделать пригодным для использования (землю, ресурсы). Приставка о- указывает на овладение, делание «своим».

    Усвоить — понять, запомнить, разобравшись в чём-либо; (физиол.) впитать, переработать. Приставка у- означает приобретение, закрепление знаний или веществ для себя.

    Примеры: Он быстро освоил новую профессию. Ученик легко усвоил сложную тему.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 173 расположенного на странице 100 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №173 (с. 100), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.