Номер 170, страница 99 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Состав слова. Образование слов. Параграф 20. Словообразовательная норма - номер 170, страница 99.

№170 (с. 99)
Условие. №170 (с. 99)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 99, номер 170, Условие

170. От существительных мужского рода образуйте, где возможно, существительные женского рода. Определите сферу их употребления. Объясните, почему в некоторых случаях образование таких существительных невозможно.

Лаборант, воин, инструктор, лётчик, чемпион, повар, юбиляр, доцент, преподаватель, дворник, офицер, гид, биолог, машинист, техник, лгун, барон, актёр, кореец.

Решение. №170 (с. 99)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 99, номер 170, Решение
Решение 2. №170 (с. 99)
  • Лаборант

    лаборантка. Сфера употребления – общеупотребительное, стилистически нейтральное слово, используется в официальной и разговорной речи.

  • Воин

    воительница. Сфера употребления – книжная, поэтическая, историческая речь. В современном контексте о женщине-военнослужащей чаще говорят женщина-воин.

  • Инструктор

    инструкторша. Сфера употребления – разговорная речь. В официальной и нейтральной речи для обозначения женщины используется форма мужского рода: инструктор по плаванию Иванова.

  • Лётчик

    лётчица. Сфера употребления – общеупотребительное, стилистически нейтральное слово.

  • Чемпион

    чемпионка. Сфера употребления – общеупотребительное, стилистически нейтральное слово.

  • Повар

    повариха. Сфера употребления – разговорная речь. В профессиональной и официальной речи часто используется форма мужского рода: наш повар приготовила.

  • Юбиляр

    юбилярша. Сфера употребления – разговорная речь. В официальных поздравлениях используется форма мужского рода: поздравили юбиляра Анну Петровну.

  • Доцент

    – форма женского рода отсутствует. Названия учёных званий и степеней традиционно не имеют форм женского рода и употребляются в мужском роде по отношению к женщинам (доцент Петрова). Сфера – официальная, научная.

  • Преподаватель

    преподавательница. Сфера употребления – общеупотребительное, стилистически нейтральное слово.

  • Дворник

    дворничиха. Сфера употребления – разговорная, часто просторечная. В нейтральном контексте могут использовать форму мужского рода.

  • Офицер

    – форма женского рода для обозначения женщины-офицера отсутствует. Слово офицерша имеет значение «жена офицера». Воинские звания не имеют форм женского рода.

  • Гид

    – форма женского рода отсутствует. Используется форма мужского рода: наш гид рассказала. Сфера – общеупотребительная.

  • Биолог

    – форма женского рода отсутствует. Названия многих научных профессий, оканчивающиеся на -лог, -граф, -ном, традиционно не образуют женских форм.

  • Машинист

    – форма женского рода отсутствует в значении «водитель поезда», так как слово машинистка имеет другое значение – «та, кто печатает на машинке». Во избежание путаницы используется форма мужского рода.

  • Техник

    – форма женского рода отсутствует, так как слово техничка имеет другое значение – «уборщица служебных помещений».

  • Лгун

    лгунья. Сфера употребления – общеупотребительное, стилистически нейтральное слово.

  • Барон

    баронесса. Сфера употребления – стилистически нейтральное слово, обозначающее дворянский титул.

  • Актёр

    актриса. Сфера употребления – общеупотребительное, стилистически нейтральное слово.

  • Кореец

    кореянка. Сфера употребления – общеупотребительное, стилистически нейтральное слово (этнохороним).

Почему в некоторых случаях образование таких существительных невозможно

Образование существительных женского рода (феминитивов) от соответствующих существительных мужского рода не всегда возможно или общепринято по нескольким причинам:

  1. Традиция в официальной и научной сферах. Многие названия должностей, званий, научных степеней и профессий (особенно в военной, научной, административной сферах) традиционно закрепились в языке в форме мужского рода и используются для обозначения лиц любого пола. Например: врач, доцент, профессор, офицер, министр, биолог, космонавт. В этих случаях форма мужского рода выступает как стилистически нейтральная и универсальная.
  2. Семантическая омонимия. Иногда потенциальная форма женского рода, образованная с помощью стандартного суффикса, уже занята словом с совершенно другим значением. Это привело бы к путанице. Например: машинист (водитель поезда) – машинистка (женщина, печатающая на машинке); техниктехничка (уборщица); офицерофицерша (в традиционном значении – жена офицера).
  3. Стилистическая окраска. Некоторые суффиксы, образующие феминитивы (например, -ш-, -их-), могут придавать слову разговорный, просторечный, а иногда и пренебрежительный оттенок. Поэтому в официальной или нейтральной речи такие формы, как врачиха, директорша, повариха, избегаются в пользу стилистически нейтральных форм мужского рода.
  4. Структура слова. Для некоторых слов, особенно заимствованных, в русском языке не сложилась продуктивная модель образования феминитивов. Например: гид, менеджер, дизайнер.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 170 расположенного на странице 99 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №170 (с. 99), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.