Номер 165, страница 96 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Состав слова. Образование слов. Параграф 19. Образование слов - номер 165, страница 96.

№165 (с. 96)
Условие. №165 (с. 96)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 96, номер 165, Условие

Анализируем

165. Составьте предложения, употребляя слова учительская, военный, заливное, суточные то в роли прилагательного, то в роли существительного. Сравните их морфологические и синтаксические признаки. Установите сходство и различие.

Решение. №165 (с. 96)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 96, номер 165, Решение
Решение 2. №165 (с. 96)

Учительская

В роли прилагательного: Рядом с кабинетом директора находилась просторная учительская комната.
В роли существительного: После уроков все педагоги собрались в учительской, чтобы обсудить план мероприятий.

Сравнение:
В первом предложении слово «учительская» является прилагательным. Морфологические признаки: женский род, единственное число, именительный падеж. Оно отвечает на вопрос «какая?» и в предложении является определением, поясняя существительное «комната».
Во втором предложении слово «учительской» — это существительное, образованное путем перехода из прилагательного (субстантивация). Морфологические признаки: женский род, единственное число, предложный падеж. Оно отвечает на вопрос «где? (в чём?)» и в предложении выполняет роль обстоятельства места.

Военный

В роли прилагательного: На площади начался большой военный парад.
В роли существительного: Навстречу нам шел высокий военный в парадной форме.

Сравнение:
В первом предложении «военный» — это прилагательное. Морфологические признаки: мужской род, единственное число, именительный падеж. Отвечает на вопрос «какой?» и является определением к слову «парад».
Во втором предложении «военный» — это существительное. Морфологические признаки: мужской род, единственное число, именительный падеж, одушевленное. Отвечает на вопрос «кто?» и является подлежащим.

Заливное

В роли прилагательного: Весеннее половодье превратило луг в огромное заливное поле.
В роли существительного: На праздничном столе стояло аппетитное заливное из рыбы.

Сравнение:
В первом предложении «заливное» — прилагательное. Морфологические признаки: средний род, единственное число, винительный падеж. Отвечает на вопрос «какое?» и является определением к слову «поле».
Во втором предложении «заливное» — существительное. Морфологические признаки: средний род, единственное число, именительный падеж, неодушевленное. Отвечает на вопрос «что?» и является подлежащим.

Суточные

В роли прилагательного: Для эксперимента требовались точные суточные измерения температуры.
В роли существительного: Перед командировкой сотруднику выдали суточные.

Сравнение:
В первом предложении «суточные» — прилагательное. Морфологические признаки: множественное число, именительный падеж. Отвечает на вопрос «какие?» и является определением к слову «измерения».
Во втором предложении «суточные» — существительное. Морфологические признаки: употребляется только во множественном числе, винительный падеж. Отвечает на вопрос «что?» и является дополнением.

Сходство и различие

Сходство:
Слова в роли существительного образованы от прилагательных путем субстантивации. Из-за этого они сохраняют некоторые признаки прилагательных: род (учительская — ж.р., военный — м.р., заливное — ср.р.) и тип склонения (изменяются по падежам так же, как и прилагательные).

Различие:
1. Часть речи: прилагательное и существительное.
2. Лексическое значение: прилагательное обозначает признак предмета, а существительное — сам предмет, лицо или явление (учительская — комната, военный — человек, заливное — блюдо, суточные — деньги).
3. Синтаксическая роль: прилагательное в предложении чаще всего является определением. Существительное может быть любым членом предложения: подлежащим, дополнением, обстоятельством.
4. Морфологические признаки: прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже. Существительное имеет самостоятельные категории рода, числа и падежа.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 165 расположенного на странице 96 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №165 (с. 96), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.