Номер 163, страница 95 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Состав слова. Образование слов. Параграф 19. Образование слов - номер 163, страница 95.

№163 (с. 95)
Условие. №163 (с. 95)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 95, номер 163, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 95, номер 163, Условие (продолжение 2)

163. Используя материал таблицы, охарактеризуйте основные способы словообразования в русском языке.

Способы словообразования

Способ словообразования Особенности Примеры
Приставочный Приставка присоединяется к производящему слову. При этом производное слово всегда принадлежит к той же части речи, что и производящее гулятьпогулять
Суффиксальный Суффикс присоединяется к основе производящего слова. При данном способе могут наблюдаться чередование звуков, усечение основы лисалисий ([c]//[с'])
читатьчитка
Приставочно-суффиксальный Приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова сложныйусложнить
Способ словообразования Особенности Примеры
Постфиксальный Постфикс присоединяется к производящему слову. При этом производное слово всегда принадлежит к той же части речи, что и производящее какойкакой-то
Приставочно-постфиксальный Приставка и постфикс одновременно присоединяются к производящему слову. Данный способ характерен только для глаголов читать
начитаться
Суффиксально-постфиксальный Суффикс и постфикс одновременно присоединяются к основе производящего слова. Данный способ характерен только для глаголов резвыйрезвиться
Переход из одной части речи в другую Перейдя из одной части речи в другую, слова меняют свои морфологические и синтаксические свойства дежурный (прил.) →
дежурный (сущ.)
Слияние нескольких слов Производное слово образуется путём слияния целых слов, составляющих словосочетание мало изученный
малоизученный
Сложение Производное слово образуется в результате сложения основы слова и слова с помощью соединительной морфемы белый, розовый
бело-розовый
Сложение в сочетании с суффиксальным способом Производное слово образуется путём сложения нескольких основ с одновременным присоединением суффикса три, колесо
трёхколёсный
Сложение сокращённых основ Производное слово образуется путём сложения части основы и целого слова, частей основ нескольких слов, начальных букв слов, начальных звуков слов зар/аботная плата
зарплата
лес/ное хоз/яйство
лесхоз
ч/астное п/редприятиеЧП
М/еждународная а/ссоциация р/азвитияМАР
Решение. №163 (с. 95)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 95, номер 163, Решение
Решение 2. №163 (с. 95)

Приставочный

При этом способе новое слово образуется путём присоединения приставки к исходному (производящему) слову. Важной особенностью является то, что производное слово всегда принадлежит к той же части речи, что и производящее. Например, от глагола гулять при помощи приставки по- образуется глагол погулять.

Суффиксальный

Новое слово образуется путём присоединения суффикса к основе производящего слова. Этот способ часто приводит к изменению части речи. Процесс словообразования может сопровождаться чередованием звуков в основе (например, [с] // [с'] в паре лиса → лисий) или усечением основы (например, читать → читка).

Приставочно-суффиксальный

Этот способ заключается в одновременном присоединении приставки и суффикса к основе производящего слова. Новое слово образуется сразу двумя аффиксами, и его не существует в языке только с одним из них. Например, глагол усложнить образован от прилагательного сложный путём одновременного присоединения приставки у- и суффикса -и-.

Постфиксальный

Новое слово образуется путём присоединения постфикса (морфемы, стоящей после окончания) к производящему слову. Как и при приставочном способе, производное слово остаётся в той же части речи, что и исходное. Например, местоимение какой-то образовано от местоимения какой с помощью постфикса -то.

Приставочно-постфиксальный

Данный способ предполагает одновременное присоединение приставки и постфикса к производящему слову. Эта модель словообразования характерна только для глаголов. Например, глагол начитаться образован от глагола читать одновременным добавлением приставки на- и постфикса -ся.

Суффиксально-постфиксальный

При этом способе к основе производящего слова одновременно присоединяются суффикс и постфикс. Как и предыдущий, этот способ характерен только для глаголов. Например, глагол резвиться образован от прилагательного резвый при помощи суффикса -и- и постфикса -ся.

Переход из одной части речи в другую

Это способ словообразования, при котором слово переходит из одной части речи в другую, не меняя своей внешней формы, но приобретая новые грамматические (морфологические) и синтаксические свойства. Например, прилагательное дежурный (дежурный офицер) может перейти в разряд существительных (позвать дежурного).

Слияние нескольких слов

Новое слово образуется в результате слияния в единое целое словосочетания. Слова, входящие в его состав, морфологически не изменяются. Например, словосочетание мало изученный сливается в одно сложное прилагательное малоизученный.

Сложение

При этом способе новое слово образуется путём сложения основ двух или более слов при помощи соединительной морфемы (чаще всего гласных -о- или -е-). Примером служит прилагательное бело-розовый, образованное от основ слов белый и розовый.

Сложение в сочетании с суффиксальным способом

Это комбинированный способ, при котором одновременно со сложением нескольких основ происходит присоединение суффикса. Например, прилагательное трёхколёсный образовано от сочетания три колеса путём сложения основ и одновременного добавления суффикса -н-.

Сложение сокращённых основ

Этот способ заключается в образовании сложносокращённых слов (аббревиатур) путём сложения усечённых основ исходных слов или словосочетаний. Существуют разные типы таких слов:

  • Сложение части основы одного слова и целого другого слова: заработная плата → зарплата.
  • Сложение начальных частей нескольких слов: лесное хозяйство → лесхоз.
  • Сложение начальных букв слов (буквенная аббревиатура), которые произносятся по названиям букв: частное предприятие → ЧП [чэ-пэ].
  • Сложение начальных звуков слов (звуковая аббревиатура), которые произносятся как обычное слово: Международная ассоциация развития → МАР [мар].

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 163 расположенного на странице 95 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №163 (с. 95), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.