Номер 162, страница 95 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Состав слова. Образование слов. Параграф 19. Образование слов - номер 162, страница 95.
№162 (с. 95)
Условие. №162 (с. 95)
скриншот условия
162. 1. Прочитайте предисловие к «Школьному словообразовательному словарю русского языка» А. Н. Тихонова и найдите в нём ответы на следующие вопросы: Почему словарь называется словообразовательным? Что автор подразумевает под «семьями» слов, «роднёй» слов, «близкими и дальними родственниками» слов? Какие «дорожные знаки» используются в словаре?
2. Изучите в указанном словаре словообразовательное гнездо с исходным словом солнце. Сколько в нём слов? Сколько словообразовательных цепочек? Выпишите из данного гнезда каждую цепочку в отдельности.
Решение. №162 (с. 95)
Решение 2. №162 (с. 95)
Словарь называется словообразовательным, потому что его главная задача — показать, как образуются слова в русском языке. Он не просто даёт толкование слов, а демонстрирует их структуру, выделяя корень, приставку, суффикс, и показывает, какие слова являются «родственниками» для других. Все однокоренные слова в нём собраны в большие группы, называемые словообразовательными гнёздами, что позволяет проследить весь процесс создания новых слов от одного исходного.
Что автор подразумевает под «семьями» слов, «роднёй» слов, «близкими и дальними родственниками» слов?Под образными выражениями «семьи» и «родня» слов автор подразумевает словообразовательные гнёзда — совокупность всех однокоренных слов, происходящих от одного общего «предка» (исходного, непроизводного слова). Понятия «близкие и дальние родственники» описывают степень словообразовательной связи: «близкие» — это слова, образованные непосредственно от исходного слова (например, солнце → солнечный), а «дальние» — это слова, стоящие дальше в цепочке словообразования (например, солнце → солнечный → по-солнечному).
Какие «дорожные знаки» используются в словаре?В качестве «дорожных знаков», помогающих читателю ориентироваться в структуре словообразовательного гнезда, в словаре используются специальные графические средства. Основными из них являются: стрелка (→), которая указывает направление словообразования (от производящего слова к производному); римские цифры (I, II, III и т. д.), обозначающие ступень словообразования; вертикальные линии и ступенчатое расположение слов (сдвиг вправо), которые наглядно показывают иерархию и последовательность образования слов в гнезде.
Словообразовательное гнездо с исходным словом солнце включает в себя 16 слов. На их основе можно выделить 11 словообразовательных цепочек.
Выпишите из данного гнезда каждую цепочку в отдельности.1. солнце → солнечный → солнечно
2. солнце → солнечный → солнечность
3. солнце → солнечный → по-солнечному
4. солнце → солнечный → предсолнечный
5. солнце → солнечный → солнечник
6. солнце → солнышко → солнышкин
7. солнце → подсолнечник → подсолнечниковый
8. солнце → подсолнух → подсолнушек
9. солнце → солнцепёк
10. солнце → солнцестояние
11. солнце → солнцезащитный
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 162 расположенного на странице 95 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №162 (с. 95), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.