Проверяем себя, страница 101 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Состав слова. Образование слов. Параграф 20. Словообразовательная норма - страница 101.
Проверяем себя (с. 101)
Условие. Проверяем себя (с. 101)
скриншот условия
Проверяем себя
1. Дайте определение морфеме. Поясните, как вы понимаете это определение.
2. Перечислите известные вам морфемы. Охарактеризуйте их. Приведите примеры слов с такими морфемами.
3. Определите цель и порядок разбора по составу.
4. Раскройте содержание следующих терминов: производное слово, производящее слово, словообразовательное средство, производящая часть, словообразовательная цепочка.
5. Назовите части речи, между которыми устанавливаются словообразовательные связи. Приведите примеры.
6. Назовите способы образования самостоятельных слов. Приведите примеры.
7. Определите цель и порядок словообразовательного разбора.
8. Охарактеризуйте словообразовательную норму.
Решение. Проверяем себя (с. 101)
Решение 2. Проверяем себя (с. 101)
1.
Морфема — это минимальная, то есть неделимая, значащая часть слова. Морфема является носителем либо лексического, либо грамматического значения.
Понимание этого определения заключается в том, что любое слово можно разбить на составные «кирпичики»-морфемы, каждая из которых вносит свой вклад в общее значение слова. Дальше дробить морфему нельзя, иначе она потеряет свое значение. Например, в слове пришкольный можно выделить морфемы: при- (означает расположение вблизи чего-либо), -школь- (связано со школой), -н- (создает признак, образуя прилагательное) и -ый (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж). Каждая из этих частей имеет значение, но если мы попробуем разделить, например, корень -школь- на -шк- и -оль-, эти части уже не будут нести никакого смысла, связанного со школой.
2.
В русском языке выделяют следующие морфемы:
Корень — это главная значащая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение. Корень является обязательной частью любого слова и общим для всех однокоренных слов. Примеры: в словах вода, водный, подводник общий корень -вод-.
Приставка (префикс) — это морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов или придания им нового смыслового оттенка. Примеры: ехать → приехать, уехать, заехать.
Суффикс — это морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (словообразующий суффикс) или форм слова (формообразующий суффикс). Примеры: дом → домик (словообразующий), читать → читал (формообразующий суффикс прошедшего времени).
Окончание (флексия) — это изменяемая часть слова, которая выражает грамматические значения (рода, числа, падежа, лица) и служит для связи слов в предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют. Окончание может быть нулевым. Примеры: книга, книги, книге. В слове стол — нулевое окончание.
Основа — это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу. В слове подснежник основа — подснежник-.
Постфикс — это морфема, стоящая после окончания или после формообразующего суффикса и служащая для образования новых слов или грамматических форм. Примеры: учиться, кто-нибудь, где-то.
Интерфикс (соединительная гласная) — это служебная морфема, которая не имеет своего значения и используется для соединения корней в сложных словах. В русском языке это в основном -о- и -е-. Примеры: пароход, землетрясение.
3.
Цель разбора по составу (морфемного разбора) — определить, из каких морфем состоит слово, то есть выявить его морфемную структуру. Это помогает понять, как образовано слово, и способствует грамотному письму (например, правильному написанию корней, приставок).
Порядок разбора по составу:
1. Найти окончание. Для этого нужно изменить слово (просклонять или проспрягать). Изменяемая часть слова и есть окончание. Часть слова без окончания называется основой.
2. Выделить основу слова.
3. Найти корень. Для этого нужно подобрать однокоренные (родственные) слова. Общая часть родственных слов будет корнем.
4. Выделить приставку (префикс) — часть основы, которая стоит перед корнем.
5. Выделить суффикс — часть основы, которая стоит после корня.
6. Выделить постфикс, если он есть.
4.
Производное слово — это слово, которое образовано от другого, уже существующего в языке слова (или слов). Например, слово лесник является производным от слова лес.
Производящее слово — это слово, от которого образовано производное слово. В паре лес → лесник слово лес является производящим.
Словообразовательное средство — это морфема или совокупность морфем (аффиксов), с помощью которых от производящего слова образуется производное. Для слова лесник словообразовательным средством является суффикс -ник-.
Производящая часть (или производящая основа) — это основа производящего слова, которая используется для создания нового слова. В слове лесник производящая основа — лес-.
Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово образовано от предыдущего. Например: учить → учитель → учительский. Каждое звено цепочки состоит из производящего и производного слова.
5.
Словообразовательные связи устанавливаются как между словами одной и той же части речи, так и между словами разных частей речи. Практически все самостоятельные части речи могут выступать в качестве производящих и производных.
Примеры:
Существительное → Существительное: город → пригород
Существительное → Прилагательное: зима → зимний
Существительное → Глагол: соль → солить
Прилагательное → Существительное: смелый → смелость
Прилагательное → Глагол: белый → белеть
Прилагательное → Наречие: быстрый → быстро
Глагол → Существительное: бежать → бег
Глагол → Глагол: писать → переписать
Глагол → Прилагательное (причастие): читать → читающий
6.
Существуют следующие основные способы образования самостоятельных слов в русском языке:
I. Морфологические способы (с помощью аффиксов):
1. Приставочный (префиксальный): образование нового слова путем присоединения приставки к производящему слову. Пример: порядок → беспорядок.
2. Суффиксальный: образование нового слова путем присоединения суффикса к производящей основе. Пример: камень → каменщик.
3. Приставочно-суффиксальный: одновременное присоединение приставки и суффикса к производящей основе. Пример: окно → подоконник.
4. Бессуффиксный: образование существительного от основы глагола или прилагательного путем усечения суффикса и/или окончания. Пример: взрывать → взрыв, тихий → тишь.
5. Сложение: объединение двух или более основ или слов в одно сложное слово. Может быть с соединительной гласной (лес, степь → лесостепь) или без нее (диван-кровать).
6. Аббревиация: образование сложносокращенных слов из начальных букв, звуков или частей слов исходного словосочетания. Пример: Московский государственный университет → МГУ.
II. Неморфологические способы:
1. Морфолого-синтаксический (переход одной части речи в другую): слово меняет свои грамматические признаки и синтаксическую функцию, переходя в другую часть речи без изменения внешней формы. Пример: больной (прил.) ребенок → пришел больной (сущ.).
2. Лексико-синтаксический (сращение): слияние целого словосочетания в одно слово. Пример: с ума сшедший → сумасшедший.
3. Лексико-семантический: распад многозначного слова на омонимы. Пример: слово мир в значении «отсутствие войны» и мир в значении «вселенная».
7.
Цель словообразовательного разбора — установить, от какого слова и с помощью каких средств образовано данное производное слово. Этот разбор показывает «живые» связи между словами в языке и объясняет внутреннюю форму слова, его значение.
Порядок словообразовательного разбора:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Дать лексическое толкование слова, чтобы понять его значение.
3. Найти производящее (базовое) слово, то есть наиболее близкое по форме и смыслу слово, от которого образовано анализируемое.
4. Выделить производящую основу (часть производящего слова).
5. Указать словообразовательное средство (аффикс или способ), с помощью которого образовано новое слово.
6. Назвать способ словообразования.
Пример: разбор слова побелка.
1. Начальная форма — побелка.
2. Побелка — то, чем белят, или сам процесс действия по глаголу белить.
3. Производящее слово — белить.
4. Производящая основа — бели-.
5. Словообразовательное средство — приставка по- и суффикс -к-.
6. Способ словообразования — приставочно-суффиксальный.
8.
Словообразовательная норма — это совокупность правил и закономерностей образования новых слов, принятых в литературном языке на определенном этапе его развития. Она определяет, какие модели словообразования являются правильными, продуктивными и стилистически уместными.
Характеристики словообразовательной нормы:
— Правильность и системность: новые слова должны создаваться по существующим в языке моделям. Например, от глагола купить можно образовать существительное покупка (суффикс -к-), но нельзя *купительство. Нарушение этих моделей ведет к словообразовательным ошибкам.
— Продуктивность моделей: норма отражает активность тех или иных словообразовательных типов. Некоторые модели очень продуктивны (например, образование существительных с суффиксом -ость от прилагательных: смелость, радость), а другие уже не используются для создания новых слов (например, суффикс -тв(а) в слове битва).
— Стилистическая уместность: норма регулирует использование слов с определенными аффиксами в разных стилях речи. Например, суффиксы субъективной оценки (-ик, -оньк, -ушк: домик, берёзонька, речушка) характерны для разговорной и художественной речи, но неуместны в официально-деловом стиле. Книжные приставки (сверх-, архи-, анти-) также имеют свою стилистическую окраску.
Соблюдение словообразовательных норм обеспечивает точность, ясность и правильность речи, а также взаимопонимание между носителями языка.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 101 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 101), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.