Проверяем себя, страница 78 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое предложение. Параграф 13. Второстепенные члены предложения. 13.4. Приложение - страница 78.

Проверяем себя (с. 78)
Условие. Проверяем себя (с. 78)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 78, Условие

Проверяем себя

1. Назовите основные признаки предложения как синтаксической единицы.

2. По каким критериям классифицируются простые предложения?

3. Расскажите о роли порядка слов и логического ударения.

4. Какие типы сказуемых вы знаете?

5. Расскажите о классификации второстепенных членов предложения.

Решение. Проверяем себя (с. 78)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 78, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 78, Решение (продолжение 2)
Решение 2. Проверяем себя (с. 78)

1. Назовите основные признаки предложения как синтаксической единицы.

Предложение как основная синтаксическая единица обладает рядом ключевых признаков, отличающих его от других единиц языка, например, словосочетания. К таким признакам относятся:
- Предикативность: это главный признак предложения, заключающийся в отнесении его содержания к действительности. Говорящий представляет действие или признак как реальный (происходящий в настоящем, прошлом или будущем), ирреальный (возможный, желаемый) или побудительный. Грамматически предикативность выражается через грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или один главный член) и категории глагола-сказуемого: наклонение, время и лицо.
- Смысловая законченность: предложение выражает относительно законченную мысль, которую можно понять вне широкого контекста. Оно служит для сообщения, вопроса или побуждения.
- Интонационная оформленность: каждое предложение характеризуется особой интонацией завершенности. В зависимости от цели высказывания интонация может быть повествовательной, вопросительной или побудительной, а по эмоциональной окраске — восклицательной или невосклицательной. Интонация — обязательный признак устного предложения.
- Грамматическая организация: слова в предложении не просто следуют друг за другом, а связаны грамматическими связями (согласование, управление, примыкание) и образуют упорядоченную структуру с главными и второстепенными членами.

2. По каким критериям классифицируются простые предложения?

Классификация простых предложений проводится по нескольким основным критериям, которые характеризуют их с разных сторон:

1. По цели высказывания:
- Повествовательные — содержат сообщение о каком-либо факте, событии, явлении (Наступила теплая весна.).
- Вопросительные — содержат вопрос, требующий ответа (Ты уже сделал домашнее задание?).
- Побудительные — выражают волеизъявление: приказ, просьбу, совет, призыв к действию (Пожалуйста, закрой окно.).

2. По эмоциональной окраске (интонации):
- Невосклицательные — произносятся со спокойной, нейтральной интонацией.
- Восклицательные — произносятся с повышенной, эмоциональной интонацией и выражают сильные чувства (радость, гнев, удивление). На письме в конце ставится восклицательный знак (Какой чудесный день!).

3. По структуре грамматической основы:
- Двусоставные — имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое (Дети гуляют в парке.).
- Односоставные — имеют только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое). В свою очередь, делятся на несколько типов (Вечер. Светает. Мне холодно.).

4. По наличию второстепенных членов:
- Нераспространенные — состоят только из грамматической основы (Прошла гроза.).
- Распространенные — помимо главных членов, включают хотя бы один второстепенный член (Прошла сильная гроза над городом.).

5. По полноте структуры (наличию всех необходимых членов предложения):
- Полные — в предложении присутствуют все члены, необходимые для понимания его смысла.
- Неполные — в предложении пропущен какой-либо член (главный или второстепенный), который легко восстанавливается из контекста или ситуации общения (— Ты куда идешь? — В магазин. (пропущено я иду)).

3. Расскажите о роли порядка слов и логического ударения.

Порядок слов и логическое ударение — важнейшие средства смысловой и стилистической организации предложения в русском языке. Они тесно взаимосвязаны и служат для правильной передачи мысли и расстановки смысловых акцентов.

Порядок слов в русском языке является относительно свободным, что отличает его от языков со строгим порядком слов (например, английского). Однако эта свобода не означает произвольности. Различают:
- Прямой порядок слов: считается нейтральным, стилистически не окрашенным. При нем подлежащее стоит перед сказуемым (Машина едет), согласованное определение — перед определяемым словом (красивая машина), а дополнение — после глагола (читать книгу).
- Обратный порядок слов (инверсия): это намеренное изменение прямого порядка слов с целью выделить определенное слово, придать фразе особую выразительность или связать предложения в тексте. Например: В комнату вошел старик (вместо Старик вошел в комнату). Инверсия часто используется в поэзии и публицистике.
Роль порядка слов: 1) смыслоразличительная (сравните: Солнце закрыло облако и Облако закрыло солнце); 2) стилистическая (придает речи торжественность, эмоциональность); 3) коммуникативная — помогает разделить предложение на «тему» (исходную информацию) и «рему» (новое, главное сообщение).

Логическое ударение — это выделение с помощью голоса (усиления, повышения тона) самого важного по смыслу слова в предложении. Это слово несет основную смысловую нагрузку, является коммуникативным центром высказывания («ремой»). В зависимости от того, на какое слово падает логическое ударение, меняется основной смысл фразы.
Например, фраза Отец приехал сегодня утром может иметь разный смысл:
- Отец приехал сегодня утром (а не кто-то другой).
- Отец приехал сегодня утром (а не придет или уехал).
- Отец приехал сегодня утром (а не вчера).
- Отец приехал сегодня утром (а не вечером).
Таким образом, логическое ударение позволяет точно выразить мысль и сфокусировать внимание слушателя на ключевой информации.

4. Какие типы сказуемых вы знаете?

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков он?, что он такое?. В русском языке выделяют три основных типа сказуемого:

1. Простое глагольное сказуемое (ПГС). Оно выражается одним глаголом в форме одного из наклонений (изъявительного, повелительного, условного). Сюда же относятся сложные формы будущего времени (буду читать), инфинитив в значении сказуемого (А он — бежать!) и фразеологизмы с глагольной основой (Он считал ворон).
Примеры: Солнце светит. Мы будем отдыхать летом. Прочитал бы ты эту книгу.

2. Составное глагольное сказуемое (СГС). Оно состоит из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (неопределенной формы глагола).
- Вспомогательная часть выражает грамматические значения (наклонение, время, лицо) и дополнительный смысл (модальность — возможность, необходимость, желание; или фазовость — начало, продолжение, конец действия). В роли вспомогательной части выступают модальные (мочь, хотеть), фазовые (начать, продолжить, перестать) глаголы или краткие прилагательные (должен, рад, готов, обязан).
- Инфинитив несет основное лексическое значение (называет действие).
Примеры: Я хочу помочь тебе. Он продолжал работать. Мы должны успеть.

3. Составное именное сказуемое (СИС). Оно также состоит из двух частей: глагола-связки и именной части.
- Глагол-связка выражает грамматические значения. Чаще всего это глагол быть, который в настоящем времени обычно опускается (нулевая связка). Также связками могут быть глаголы являться, становиться, делаться, казаться, называться и др.
- Именная часть несет основное лексическое значение и может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием или причастием.
Примеры: Он был врачом. Погода прекрасная (связка есть опущена). Задача кажется сложной. Дважды два — четыре.

5. Расскажите о классификации второстепенных членов предложения.

Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют и распространяют главные или другие второстепенные члены. В зависимости от их грамматического значения и синтаксической роли они делятся на три группы.

1. Дополнение — это второстепенный член, который обозначает объект действия и отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного).
- Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие. Выражается винительным падежом без предлога (вижу дом) или родительным падежом при отрицании (не вижу дома) или при указании на часть от целого (выпить молока).
- Косвенное дополнение обозначает объект, который затрагивается действием опосредованно. Выражается всеми остальными формами косвенных падежей, в том числе с предлогами (доволен успехом, говорить с другом, думать о будущем).

2. Определение — это второстепенный член, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?.
- Согласованное определение согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Выражается прилагательными (интересная книга), причастиями (написанное письмо), местоимениями (наша школа), порядковыми числительными (пятый дом).
- Несогласованное определение связано с главным словом синтаксической связью управления или примыкания. Выражается существительными (платье в горошек), наречиями (яйца всмятку), инфинитивом (привычка спорить).
- Приложение — это особый вид определения, выраженный существительным, которое дает предмету другое наименование (инженер-конструктор, озеро Байкал).

3. Обстоятельство — это второстепенный член, который характеризует действие или признак и указывает на условия, в которых они протекают. Отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др.
По значению обстоятельства делятся на группы:
- образа действия (как?): бежать быстро;
- меры и степени (в какой степени?): очень красивый;
- места (где? куда? откуда?): жить в деревне;
- времени (когда? с каких пор?): приехать утром;
- причины (почему?): пропустить по болезни;
- цели (зачем? с какой целью?): прийти поговорить;
- условия (при каком условии?): в случае успеха;
- уступки (несмотря на что?): вопреки прогнозу.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 78 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 78), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.