Номер 11, страница 9 - гдз по русскому языку 6 класс учебник Мурина, Игнатович

Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Мурина Л. А., Игнатович Т. В., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-571-1

Популярные ГДЗ в 6 классе

Повторение изученного в 5-м классе. Параграф 2. Фонетика и орфография. Орфограммы в разных частях слова - номер 11, страница 9.

№11 (с. 9)
Условие. №11 (с. 9)
скриншот условия
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 9, номер 11, Условие

11. 1. Прочитайте лингвистическую сказку по ролям. О каком фонетическом явлении в ней идёт речь? Какое правило надо знать, чтобы писать эти слова грамотно?

Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

— Что случилось? Вы заболели? — забеспокоился Алфавит.

— Может, и заболели. Звуки, с которыми мы работаем, правила нарушают. Моя задача — обозначать звонкий [з]! А на деле что получается? На конце слов воз, морозф появляется вдруг глухой [с]. То же самое в словах перевозка, сказкаф. Я ведь не простужалась и голос не теряла. Так зачем же меня при чтении заменяет [с]? — проворчала Зэ.

— А вы на что жалуетесь? — обратился Алфавит к Эс.

Она склонила голову, потупилась и молчала...

— Эс у нас очень тихая, потому и согласилась глухой [с] обозначать, — звонко проговорила Зэ.

— Я только одного не могу понять: почему на моём месте в слове просьбаф звучит звонкий [з']? Хоть уши затыкай! — смущённо произнесла Эс (по В. Волиной).

2. Объясните постановку знаков препинания при диалоге.

3. Придумайте окончание сказки. Что мог ответить буквам Алфавит?

Решение 1. №11 (с. 9)
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 9, номер 11, Решение 1 Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 9, номер 11, Решение 1 (продолжение 2)
Решение 2. №11 (с. 9)
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 9, номер 11, Решение 2
Решение 3. №11 (с. 9)

1. В сказке идёт речь о фонетическом явлении, которое называется ассимиляция согласных по звонкости-глухости. Оно включает в себя два процесса:

  • Оглушение звонких согласных. Парные звонкие согласные (такие как [б], [в], [г], [д], [ж], [з]) в определённых позициях произносятся как их глухие пары ([п], [ф], [к], [т], [ш], [с]). Это происходит на конце слова (мороз — [марос]) или перед другим глухим согласным (сказка — [скаска]). Именно на это жалуется буква Зэ.
  • Озвончение глухих согласных. Парные глухие согласные ([п], [ф], [к], [т], [ш], [с]) перед парными звонкими согласными (кроме сонорных и [в]) произносятся как их звонкие пары ([б], [в], [г], [д], [ж], [з]). Например, в слове просьба [проз'ба] глухой [с] перед звонким [б] становится звонким [з']. На это жалуется буква Эс.

Чтобы грамотно писать эти слова, нужно знать правило проверки парных согласных в корне слова (или в других морфемах). Для проверки сомнительной согласной нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная буква или сонорный согласный ([л], [м], [н], [р]).

Например: мороз — проверочное слово морозы; сказка — проверочное слово сказать; просьба — проверочное слово просить. В проверочном слове согласный звук слышится отчётливо, и та же буква пишется в проверяемом слове.

2. В тексте используется способ оформления диалога, при котором каждая реплика начинается с новой строки и тире. Знаки препинания ставятся по следующим правилам:

  • Каждая реплика начинается с абзаца и знака тире. Например: — Что случилось?

  • Если после прямой речи идут слова автора, то перед ними ставится тире. Сама прямая речь заканчивается запятой (если это повествовательное предложение), вопросительным или восклицательным знаком. Слова автора после знака вопроса или восклицания начинаются со строчной (маленькой) буквы. Например: — Так зачем же меня при чтении заменяет [с]? — проворчала Зэ.

  • Если прямая речь является повествовательным предложением, то она заканчивается запятой, после которой ставится тире, а слова автора начинаются со строчной буквы. Например: — Эс у нас очень тихая, потому и согласилась глухой [с] обозначать, — звонко проговорила Зэ.

3. Алфавит выслушал буквы, по-доброму улыбнулся и ответил:

— Дорогие мои буквы, не стоит так переживать! Вы вовсе не заболели. Наоборот, вы подчиняетесь очень важному и вежливому закону устной речи — закону соседства. Звуки в словах ведут себя как добрые соседи: они стараются быть похожими друг на друга, чтобы речь звучала плавно и красиво.

Он повернулся к букве Зэ:

— Когда ты, звонкая Зэ, оказываешься в конце слова, как в слове «мороз», тебе не с кем поговорить, твой голос затихает, и ты звучишь как глухая Эс. А когда рядом с тобой встаёт глухой сосед, как в слове «сказка», ты из вежливости тоже говоришь тише, чтобы не выделяться. Это называется оглушением.

Затем Алфавит обратился к смущённой Эс:

— А ты, тихая Эс, когда стоишь рядом с таким звонким и энергичным соседом, как Бэ в слове «просьба», невольно подхватываешь его настроение и тоже начинаешь звучать звонко! Это называется озвончением.

Алфавит обвёл взглядом обе буквы и заключил:

— В устной речи вы можете меняться, помогая друг другу, но на письме вы всегда должны оставаться собой! Это ваш главный долг. А чтобы не забыть, какая буква должна стоять в слове, просто позовите на помощь гласную. Она всегда поможет вам зазвучать в полную силу, как в словах «морозы» или «просить». Так что гордитесь собой: вы делаете нашу речь живой и гармоничной!

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 6 класс, для упражнения номер 11 расположенного на странице 9 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №11 (с. 9), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Игнатович (Татьяна Владимировна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.