Номер 12, страница 9 - гдз по русскому языку 6 класс учебник Мурина, Игнатович
Авторы: Мурина Л. А., Игнатович Т. В., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-571-1
Популярные ГДЗ в 6 классе
Повторение изученного в 5-м классе. Параграф 2. Фонетика и орфография. Орфограммы в разных частях слова - номер 12, страница 9.
№12 (с. 9)
Условие. №12 (с. 9)
скриншот условия
12. 1. Прочитайте слова. Сравните произношение и написание. Назовите правила, которые следует применить, чтобы верно написать выделенные в словах буквы. Все ли орфограммы можно проверить?
| Слышим | Орфограммы | Пишем буквы |
|---|---|---|
| [а] | садить, чаща, водить, тянут | а, или о, или я |
| [и] | читать, решать, щавель, часы, пятёрка | и, или е, или а, или я |
| [ы] | овцы, обыскать, шипящий, ежи, цирк, железный, жалеть | ы, или и, или е, или а |
| [ш'] | мужчина, грузчик, счастье, щука, расщелина, объезджик | жч, зч, сч, щ, сщ, здч |
| [ц] | блюдце, братцы, учится, рваться | дц, тц, тс, тьс |
2. Выпишите слова, в которых на месте выделенных букв слышатся [ы] и [ш']. Объясните правописание.
3. Рассмотрите схемы и расскажите о правописании и, ы. Подберите и запишите собственные примеры. Объясните написание.
ЦИ
в _
циркуль
цифры
панцирь
в сущ. на -ция
акация
инструкция
лекция
Исключения: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»
ЦЫ
в -ын
синицын
курицын
куницын
птицын
ученицын
в □
прил., сущ.
круглолицый
огурцы
молодцы
куцый
ученицы
Ы—И после русск. ... согл.
... согл. + ы
подыскать (искать), обыграть (играть), безысходный (исход)
Исключения: сверх-, меж- (сверхинтересный, межигровой)
Решение 1. №12 (с. 9)
Решение 2. №12 (с. 9)
Решение 3. №12 (с. 9)
1.
При сравнении произношения и написания слов в таблице можно выделить несколько орфографических правил. Не все из этих орфограмм являются проверяемыми.
- Слышим [а] и [и]: В словах сади́ть, води́ть, чита́ть, реша́ть, желе́зный, жале́ть, пятёрка мы сталкиваемся с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова». Чтобы проверить написание, нужно изменить слово так, чтобы эта гласная оказалась под ударением (са́д, во́ды, прочи́тан, реше́ние, желе́зо, жа́лость, пя́ть). В словах ча́ща, щаве́ль, часы́ действует другое правило: «Правописание сочетаний ЧА-ЩА», которые всегда пишутся с буквой А. Это правило нужно запомнить.
- Слышим [ы]: Здесь несколько правил. В словах шипя́щий, ежи́ действует правило «Правописание ЖИ-ШИ», которые всегда пишутся с буквой И. В слове цирк – «Правописание И после Ц в корне слова». В слове о́вцы – «Ы после Ц в окончании существительных». В слове обыска́ть – «Буквы Ы и И после приставок», где после русской приставки, оканчивающейся на согласный, корневая И меняется на Ы. Эти правила являются непроверяемыми, их нужно знать.
- Слышим [ш̅’]: В словах мужчи́на, гру́зчик, сча́стье, расще́лина, объе́здчик мы видим правописание сочетаний согласных (жч, зч, сч, сщ, здч). Их написание часто связано с морфемным составом слова (груз-чик, с-часть-е, рас-щел-ина) или является традиционным (мужчина) и требует запоминания. Буква Щ в слове щу́ка также передает этот звук.
- Слышим [ц]: В словах блю́дце и бра́тцы правописание сочетаний дц и тц объясняется словообразованием (блюдо, брат). В глаголах у́чится и рва́ться применяется правило «Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах». Эту орфограмму можно проверить, задав к глаголу вопрос: если в вопросе есть мягкий знак (что делать?), то и в глаголе пишется -ться; если нет (что делает?), то пишется -тся.
Таким образом, проверить можно только орфограмму «Безударные гласные в корне слова» и «-ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах». Остальные правила нужно знать и запоминать.
2.
Слова, в которых на месте выделенных букв слышится звук [ы]:
- о́вцы: буква Ы пишется в окончании существительных после Ц.
- обыска́ть: буква Ы пишется после русской приставки, оканчивающейся на согласный (об-), перед корнем, начинающимся с И (искать).
- шипя́щий, ежи́: сочетания ЖИ-ШИ всегда пишутся с буквой И.
- цирк: буква И пишется в корне слова после Ц.
- желе́зный, жале́ть: безударные гласные Е и А в этих позициях редуцируются и могут произноситься как звук, близкий к [ы]. Проверяются ударением: желе́зо, жа́лость.
Слова, в которых на месте выделенных букв слышится звук [ш̅’]:
- мужчи́на: правописание традиционное, сочетание ЖЧ нужно запомнить.
- гру́зчик: сочетание ЗЧ на стыке корня (груз-) и суффикса (-чик).
- сча́стье: сочетание СЧ на стыке приставки (с-) и корня (-часть-).
- щу́ка: буква Щ обозначает долгий мягкий шипящий звук [ш̅’].
- расще́лина: сочетание СЩ на стыке приставки (рас-) и корня (-щел-).
- объе́здчик: сочетание ЗДЧ на стыке корня (-езд-) и суффикса (-чик).
3.
Правописание И, Ы после Ц
Буква И пишется после Ц:
- В корнях слов: цирк, цитата, медицина.
- В существительных, оканчивающихся на -ция: конституция, нация, полиция.
Буква Ы пишется после Ц:
- В окончаниях существительных и прилагательных: бойцы, улицы, бледнолицый.
- В суффиксе прилагательных -ын-: сестрицын, царицын.
- В словах-исключениях: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц.
Правописание И, Ы после приставок
После русских приставок, которые оканчиваются на согласный (без-, из-, над-, под-, раз-, с- и др.), буква И в начале корня меняется на Ы. Это происходит потому, что после твердого согласного приставки произносится звук [ы].
- Собственные примеры: безынтересный (интерес), сыграть (играть), предыдущий (идущий).
Исключения из этого правила:
- После приставок меж- и сверх- буква И сохраняется: межинститутский, сверхинтересный.
- После иноязычных приставок (контр-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.) буква И также сохраняется: контригра, постиндустриальный.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 6 класс, для упражнения номер 12 расположенного на странице 9 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №12 (с. 9), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Игнатович (Татьяна Владимировна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.