Номер 71, страница 39 - гдз по русскому языку 6 класс учебник Мурина, Игнатович
Авторы: Мурина Л. А., Игнатович Т. В., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-571-1
Популярные ГДЗ в 6 классе
Состав слова. Образование слов. Параграф 10. Морфемы — значимые части слова - номер 71, страница 39.
№71 (с. 39)
Условие. №71 (с. 39)
скриншот условия
71. Подготовленный диктант.
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите предложения, которые связаны друг с другом повтором слова или формы слова. Какие предложения связаны с помощью однокоренных слов?
2. Объясните трудные для написания слова и знаки препинания.
3. Подготовьтесь и напишите текст под диктовку.
Когда мы пишем текст, используем особый знак препинания — красную строку. Но почему первую строку абзаца называют красной, а не белой или синей?
А вот почему. До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с красной и чёрной тушью. Весь текст писец переписывал чёрным цветом. Когда переписчик начинал новую страницу, он менял кисточку. В начале страницы мастер делал отступ, рисовал красивый замысловатый узор и выводил красной краской фигурную первую букву.
В древнерусском языке слово «красный» употреблялось в значении ‘красивый’. Красна девица, красно солнышко, красное словечко — значит, красивые.
Обозначать цвет этим словом стали позже (по Л. Григорян).
4. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень.
5. Выпишите отдельными группами формы слов. Выделите формообразовательные морфемы.
древнерусский
Решение 1. №71 (с. 39)
Решение 2. №71 (с. 39)
Решение 3. №71 (с. 39)
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите предложения, которые связаны друг с другом повтором слова или формы слова. Какие предложения связаны с помощью однокоренных слов?
Возможный заголовок текста: «Почему строка красная?».
Предложения, связанные повтором слова или формы слова:
- Первое и второе предложения первого абзаца связаны повторением форм слова красный (красную, красной): «Когда мы пишем текст, используем особый знак препинания — красную строку. Но почему первую строку абзаца называют красной, а не белой или синей?».
Предложения, связанные с помощью однокоренных слов:
- Предложения во втором абзаце связаны однокоренными словами с корнем -пис-: «До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с красной и чёрной тушью. Весь текст писец переписывал чёрным цветом. Когда переписчик начинал новую страницу, он менял кисточку».
- Последнее предложение второго абзаца и первое предложение третьего абзаца связаны однокоренными словами красной и красивый (корень -крас-): «В начале страницы мастер делал отступ, рисовал красивый замысловатый узор и выводил красной краской фигурную первую букву. В древнерусском языке слово «красный» употреблялось в значении ‘красивый’».
2. Объясните трудные для написания слова и знаки препинания.
Орфография:
- препинания – словарное слово, написание безударных гласных е и и нужно запомнить.
- изобретения – приставка изо-, безударная гласная в корне -брет- проверяется словом изобрёл.
- книгопечатания – сложное слово с соединительной гласной о; безударная гласная в корне -печат- проверяется словом печать.
- переписывались – неизменяемая приставка пере-.
- чёрной – в корне после шипящего пишется ё, так как есть чередование с е (чернеть).
- древнерусском – сложное прилагательное, образованное от словосочетания «древняя Русь», пишется слитно с соединительной гласной е.
Пунктуация:
- «…особый знак препинания — красную строку». Тире ставится между подлежащим (знак препинания) и приложением (красную строку), которое стоит в конце предложения и носит уточняющий характер.
- «…называют красной, а не белой или синей?». Запятая ставится перед противительным союзом «а», который соединяет однородные члены предложения.
- «Красна девица, красно солнышко, красное словечко — значит, красивые». Тире ставится перед словом «значит», которое присоединяет вывод. Запятые разделяют однородные подлежащие, а также выделяют вводное слово «значит».
3. Подготовьтесь и напишите текст под диктовку.
Для подготовки к написанию диктанта следует внимательно изучить объяснения орфограмм и пунктограмм, приведённые в пункте 2. Рекомендуется проговорить текст по слогам, обращая особое внимание на слова с безударными гласными и сложные случаи пунктуации. Также полезно написать текст самостоятельно по памяти, а затем сверить с оригиналом.
4. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень.
- пишем, переписывались, писцом, переписывал, переписчик (корень -пис-/-пиш-).
- красную, красной, краской, красивый, красный, красна, красно, красное, красивые (корни -красн-/-крас-).
5. Выпишите отдельными группами формы слов. Выделите формообразувательные морфемы.
Формообразувательные морфемы (окончания и формообразующие суффиксы) выделены подчёркиванием.
- Формы слова «строка»: строку, строкой.
- Формы слова «красный»: красную, красной, красный, красна, красно, красное.
- Формы слова «красивый»: красивый, красивые.
- Формы слова «страница»: страницу, страницы.
- Формы глагола «переписывать(ся)»: переписывал, переписывались (-л- – суффикс прошедшего времени, -и- – окончание мн.ч., -сь – постфикс).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 6 класс, для упражнения номер 71 расположенного на странице 39 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №71 (с. 39), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Игнатович (Татьяна Владимировна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.