Проверяем себя, страница 86 - гдз по русскому языку 6 класс учебник Мурина, Игнатович
Авторы: Мурина Л. А., Игнатович Т. В., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-571-1
Популярные ГДЗ в 6 классе
Состав слова. Образование слов. Параграф 21. Разбор слова по составу - страница 86.
Проверяем себя (с. 86)
Условие. Проверяем себя (с. 86)
скриншот условия
1. Докажите, что морфемы — это значимые части слова.
2. На какие 2 группы делятся все морфемы? Чем различаются эти группы?
3. С каких морфем и почему начинается разбор слова по составу?
4. Назовите известные вам способы словообразования и охарактеризуйте их. Приведите примеры образования слов каждым из способов.
Решение 1. Проверяем себя (с. 86)
Решение 2. Проверяем себя (с. 86)
Решение 3. Проверяем себя (с. 86)
1. Докажите, что морфемы — это значимые части слова.
Морфемы являются значимыми частями слова, поскольку каждая из них вносит в слово определённый смысл — лексический или грамматический. Если изменить или убрать морфему, изменится и значение слова или его грамматическая форма. Это можно доказать на примере разных видов морфем:
Корень — главная морфема, носитель основного лексического значения слова. Все однокоренные слова имеют общую часть значения. Например, в словах лес, лесник, лесной, перелесок корень -лес- несёт общее значение, связанное с лесом.
Приставка (префикс) стоит перед корнем и добавляет к основному значению новый оттенок или полностью меняет его. Например, в глаголе бежать приставки меняют значение: прибежать (приблизиться), убежать (удалиться), перебежать (пересечь).
Суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов или их форм. Словообразовательные суффиксы вносят новое лексическое значение: учить → учитель (суффикс -тель- указывает на профессию), белый → белизна (суффикс -изн- указывает на признак).
Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, которая выражает грамматическое значение (род, число, падеж, лицо) и служит для связи слов в предложении. Например, в слове книга окончание -а указывает на женский род, именительный падеж, единственное число. В форме книги окончание -и указывает уже на родительный падеж.
Таким образом, каждая морфема имеет своё значение и функцию, что доказывает их статус как значимых частей слова.
2. На какие 2 группы делятся все морфемы? Чем различаются эти группы?
Все морфемы делятся на две большие группы:
Корневые морфемы (корень) — обязательная часть слова, выражающая его основное лексическое значение.
Служебные морфемы (аффиксы) — это все остальные морфемы: приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.
Различия между этими группами заключаются в следующем:
По значению: корень несёт конкретное, вещественное лексическое значение, которое является ядром семантики слова. Аффиксы же имеют более абстрактное, дополнительное значение: словообразовательное (создают новое слово) или грамматическое (создают форму слова или связывают слова).
По роли в слове: корень — это центральный, обязательный элемент слова (за исключением некоторых служебных слов). Аффиксы являются вспомогательными, они «обслуживают» корень, присоединяясь к нему для уточнения значения или выражения грамматических отношений.
3. С каких морфем и почему начинается разбор слова по составу?
Разбор слова по составу (морфемный анализ) всегда начинается с выделения окончания.
Это делается по следующим причинам:
Окончание — самая изменяемая часть слова. Чтобы его найти, достаточно изменить слово по падежам, числам, родам или лицам (например, стена, стены, стене). Та часть, которая меняется, и есть окончание. Его легко отделить от неизменяемой части.
После выделения окончания мы получаем основу слова. Основа — это часть слова без окончания, которая заключает в себе его лексическое значение. Именно основу слова мы анализируем дальше, выделяя в ней корень, приставки и суффиксы.
Таким образом, последовательность «от конца к началу» (сначала окончание, потом основа, а в ней — корень, суффиксы и приставки) является наиболее логичной и позволяет избежать ошибок при определении границ других морфем.
4. Назовите известные вам способы словообразования и охарактеризуйте их. Приведите примеры образования слов каждым из способов.
Существует несколько основных способов словообразования в русском языке:
Приставочный способ (префиксация)
Новое слово образуется путем присоединения приставки к исходному слову. Часть речи при этом обычно не меняется.
Примеры: читать → прочитать; порядок → беспорядок.Суффиксальный способ (суффиксация)
Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного слова. Этот способ часто меняет часть речи.
Примеры: камень (сущ.) → каменный (прил.); читать (глаг.) → читатель (сущ.).Приставочно-суффиксальный способ
Новое слово образуется одновременным присоединением приставки и суффикса к основе исходного слова.
Примеры: окно → подоконник; снег → подснежник.Бессуффиксный способ (нулевая суффиксация)
Новое слово (обычно существительное) образуется от глагола или прилагательного путем отбрасывания окончания без добавления суффикса.
Примеры: выходить → выход; синий → синь.Сложение
Новое слово образуется путем соединения двух или более основ или целых слов.Сложение основ с помощью соединительных гласных -о- или -е-: пар + ходить → пароход; пыль + сосать → пылесос.
Сложение целых слов: диван + кровать → диван-кровать.
Аббревиация (сложносокращённые слова)
Образование нового слова путем сокращения исходного слова или словосочетания.Из начальных звуков (звуковая аббревиатура): высшее учебное заведение → вуз.
Из начальных букв (буквенная аббревиатура): Московский государственный университет → МГУ.
Из начальных частей слов: специальный корреспондент → спецкор.
Переход одной части речи в другую (конверсия)
Слово переходит из одной части речи в другую без изменения своего морфемного состава. Примеры: больной (прил.) человек → пришёл больной (сущ.); дежурный (прил.) офицер → дежурный (сущ.) по классу.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 6 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 86 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 86), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Игнатович (Татьяна Владимировна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.