Проверяем себя, страница 72 - гдз по русскому языку 7 класс учебник Волынец, Литвинко

Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета

Авторы: Волынец Т. Н., Литвинко Ф. М., Долбик Е. Е., Таяновская И. В., Винник И. Р.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: бирюзовый

ISBN: 978-985-594-572-8

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 7 классе

Глагол. Параграф 18. Морфологический разбор глагола - страница 72.

Проверяем себя (с. 72)
Условие. Проверяем себя (с. 72)
скриншот условия
Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета, страница 72, Условие

ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ

1. Расскажите, как вы выделяете глагол среди других частей речи.

2. Как представляют действие глаголы совершенного и несовершенного вида?

3. Чем переходные глаголы отличаются от непереходных?

4. Какие формы глагола используются: а) для обозначения реальных действий; б) для обозначения возможных или желаемых действий; в) для выражения побуждения к действию?

5. Почему только в изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам? Как образуются временные формы? Какие значения они имеют?

6. Какие типы спряжения существуют в русском языке? Как вы определяете спряжение глагола?

7. Какие глаголы в русском языке относятся к разноспрягаемым? Почему?

8. Какие глаголы в русском языке имеют особую систему окончаний?

9. Охарактеризуйте безличные глаголы, укажите формы, в которых они употребляются.

10. Какие орфографические правила можно использовать для объяснения правописания глаголов: а) личных окончаний; б) частицы бы; в) частицы не; г) суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)?

11. В каких глагольных формах пишется ь?

12. Назовите основные способы образования глаголов. Приведите примеры.

Решение. Проверяем себя (с. 72)
Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета, страница 72, Решение Русский язык, 7 класс Учебник, авторы: Волынец Татьяна Николаевна, Литвинко Франя Михайловна, Долбик Елена Евгеньевна, Таяновская И В, Винник И Р, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, бирюзового цвета, страница 72, Решение (продолжение 2)
Решение 2. Проверяем себя (с. 72)

1. Расскажите, как вы выделяете глагол среди других частей речи.

Глагол как часть речи можно выделить по совокупности признаков:

  • По значению: глагол обозначает действие (бежать) или состояние (спать) предмета.
  • По вопросу: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? (несовершенный вид) или что сделать? (совершенный вид). В личных формах к ним можно задать вопросы что делает?, что сделал?, что будет делать? и т.д.
  • По грамматическим признакам: глагол — изменяемая часть речи. Он имеет постоянные признаки (вид, переходность, спряжение, возвратность) и непостоянные (изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам, а в прошедшем времени и условном наклонении — по родам).
  • По синтаксической роли: в предложении глагол чаще всего является сказуемым и образует грамматическую основу вместе с подлежащим.

2. Как представляют действие глаголы совершенного и несовершенного вида?

Вид — это постоянный грамматический признак глагола, который показывает, как действие протекает во времени.

  • Глаголы несовершенного вида (отвечают на вопрос что делать?) представляют действие в его течении, без указания на его завершенность. Они могут обозначать:
    • длительное действие: он долго смотрел на картину;
    • повторяющееся действие: каждый день он читал по главе;
    • действие как факт, без указания на результат: вчера я писал письмо.
  • Глаголы совершенного вида (отвечают на вопрос что сделать?) представляют действие как законченное, достигшее своего предела или результата. Они обозначают:
    • завершенное действие: он посмотрел на картину;
    • результат действия: я написал письмо;
    • однократное действие: он крикнул и замолчал.

3. Чем переходные глаголы отличаются от непереходных?

Переходность глагола указывает на то, может ли действие, выраженное глаголом, напрямую переходить на предмет.

  • Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на прямой объект. Они могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога (читать что? — книгу). Также они могут управлять родительным падежом в двух случаях: при указании на часть от целого (выпить чего? — молока) или при отрицании (не читал чего? — книги).
  • Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на прямой объект. Они не могут сочетаться с существительным в винительном падеже без предлога. Действие замыкается в самом субъекте (сидеть, лежать) или переходит на объект косвенно, с помощью предлогов и косвенных падежей (радоваться чему? — успеху).

4. Какие формы глагола используются: а) для обозначения реальных действий; б) для обозначения возможных или желаемых действий; в) для выражения побуждения к действию?

Для этих целей служат три наклонения глагола:

а) для обозначения реальных действий используется изъявительное наклонение. Глаголы в этом наклонении показывают, что действие происходило, происходит или будет происходить на самом деле. Например: работал, работаю, буду работать.

б) для обозначения возможных или желаемых действий используется условное (сослагательное) наклонение. Оно показывает, что действие возможно при определённых условиях или является желаемым. Образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы бы (б). Например: прочитал бы, если бы было время; я бы отдохнул.

в) для выражения побуждения к действию используется повелительное наклонение. Оно выражает приказ, просьбу, совет или призыв к действию. Например: работай, работайте, пусть работает.

5. Почему только в изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам? Как образуются временные формы? Какие значения они имеют?

Только изъявительное наклонение выражает реальные действия, которые могут быть соотнесены с моментом речи и, следовательно, происходить в прошлом, настоящем или будущем. Действия в условном (возможное) и повелительном (побуждение) наклонениях ирреальны, они не привязаны к конкретному времени.

Временные формы образуются так:

  • Настоящее время: имеют только глаголы несовершенного вида. Образуется от основы настоящего времени с помощью личных окончаний (я чита-ю, ты чита-ешь). Обозначает действие, совпадающее с моментом речи, или регулярное, постоянное действие.
  • Прошедшее время: образуется от основы инфинитива с помощью суффикса -л- и родовых/числовых окончаний (чита-л, чита-л-а, чита-л-и). Обозначает действие, которое произошло до момента речи.
  • Будущее время: имеет две формы.
    • Простое будущее: для глаголов совершенного вида. Образуется так же, как и настоящее время, но имеет значение будущего (я прочита-ю, ты прочита-ешь).
    • Сложное (составное) будущее: для глаголов несовершенного вида. Образуется из будущего времени вспомогательного глагола быть и инфинитива основного глагола (я буду читать, ты будешь читать).
    Обе формы обозначают действие, которое произойдет после момента речи.

6. Какие типы спряжения существуют в русском языке? Как вы определяете спряжение глагола?

В русском языке выделяют два основных типа спряжения: I спряжение и II спряжение. Также существуют разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы.

Спряжение глагола определяется следующим образом:

  1. По ударному личному окончанию. Если окончание ударное, спряжение определяется по нему:
    • окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют — это I спряжение (поёшь, поют).
    • окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят — это II спряжение (молчишь, молчат).
  2. По инфинитиву (если окончание безударное).
    • Ко II спряжению относятся:
      • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться);
      • 11 глаголов-исключений: 7 на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть) и 4 на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).
    • К I спряжению относятся все остальные глаголы (на -ать, -еть, -оть, -уть, -ыть и др.), а также глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться, зыбиться.

7. Какие глаголы в русском языке относятся к разноспрягаемым? Почему?

К разноспрягаемым глаголам в русском языке относятся глаголы хотеть и бежать (а также производные от них: захотеть, прибежать). Иногда к ним причисляют глагол брезжить.

Они называются так потому, что при спряжении имеют окончания и I, и II спряжения.

  • Глагол хотеть в единственном числе спрягается по I спряжению (хоч-ешь, хоч-ет), а во множественном — по II (хот-им, хот-ите, хот-ят).
  • Глагол бежать в большинстве форм имеет окончания II спряжения (беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите), но в 3-м лице множественного числа — окончание I спряжения (бег-ут).

8. Какие глаголы в русском языке имеют особую систему окончаний?

Особую, архаичную систему окончаний (их также называют особо спрягаемыми) имеют глаголы дать и есть, а также все производные от них (создать, передать, съесть, надоесть).

Их спряжение не соответствует ни I, ни II типу и характеризуется чередованием в основе и уникальными окончаниями:

  • Дать: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
  • Есть: ем, ешь, ест, едим, едите, едят.

Также особую парадигму имеет глагол быть (в настоящем времени сохранилась только форма есть, остальные устарели; в будущем времени — буду, будешь и т.д.).

9. Охарактеризуйте безличные глаголы, укажите формы, в которых они употребляются.

Безличные глаголы — это глаголы, которые обозначают действие или состояние, происходящее само по себе, без участия деятеля (субъекта). Они используются в безличных предложениях, где нет и не может быть подлежащего.

Они не изменяются по лицам и числам и употребляются в следующих формах:

  • В форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Например: светает, вечереет; будет морозить, похолодает.
  • В форме среднего рода единственного числа в прошедшем времени. Например: светало, похолодало.
  • В неопределённой форме (инфинитиве). Например: Может стемнеть. Должно быть холодно.

10. Какие орфографические правила можно использовать для объяснения правописания глаголов: а) личных окончаний; б) частицы бы; в) частицы не; г) суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)?

а) личных окончаний: Правописание безударных личных окончаний глаголов определяется по спряжению, которое, в свою очередь, определяется по инфинитиву (см. вопрос 6). У глаголов I спряжения в окончаниях пишется буква Е (а в 3-м л. мн. ч. — -ут/-ют): колешь, борется, стелют. У глаголов II спряжения пишется буква И (а в 3-м л. мн. ч. — -ат/-ят): строишь, держит, дышат.

б) частицы бы: Частица бы (б), образующая условное наклонение, всегда пишется раздельно с глаголами и другими словами. Например: сделал бы, если б знал.

в) частицы не: Частица не с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют глаголы, которые без не не употребляются (ненавидеть, негодовать, недоумевать), и глаголы с приставкой недо-, имеющей значение неполноты, недостаточности действия (недосмотреть за ребёнком в значении "плохо посмотреть").

г) суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-): Чтобы выбрать правильный суффикс, нужно поставить глагол в форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

  • Если в этой форме глагол оканчивается на -ую (-юю), то в инфинитиве и прошедшем времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-). Пример: советую → советовать, командую → командовать.
  • Если в этой форме глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то эти суффиксы сохраняются и в инфинитиве, и в прошедшем времени. Пример: рассказываю → рассказывать, настаиваю → настаивать.

11. В каких глагольных формах пишется ь?

Мягкий знак (ь) в глагольных формах пишется в следующих случаях:

  • В неопределённой форме (инфинитиве) на конце слова перед -ть, -ти или в глаголах на -чь: учить, нести, беречь. Он также сохраняется перед постфиксом -ся: учиться.
  • В окончаниях 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени после шипящей ш: читаешь, учишь, решишь. Он также сохраняется перед -ся: учишься.
  • В повелительном наклонении после согласных на конце слова: исправь, отрежь. Он сохраняется перед окончанием -те и постфиксом -ся: исправьте, отрежьтесь.

12. Назовите основные способы образования глаголов. Приведите примеры.

Основными способами образования глаголов в русском языке являются:

  • Приставочный способ (префиксация): к исходному глаголу добавляется приставка. Этот способ часто меняет вид глагола с несовершенного на совершенный или добавляет новый оттенок значения.
    Примеры: читать → прочитать, дочитать, перечитать; ехать → приехать, уехать.
  • Суффиксальный способ (суффиксация): глагол образуется от основы другой части речи (существительного, прилагательного, числительного, междометия) с помощью глагольного суффикса.
    Примеры: обед (сущ.) → обед-а-ть; белый (прил.) → бел-е-ть; ах (межд.) → ах-а-ть.
  • Приставочно-суффиксальный способ (префиксально-суффиксальный): к основе исходного слова другой части речи одновременно добавляются приставка и суффикс.
    Примеры: земля (сущ.) → при-земл-и-ть; звук (сущ.) → о-звуч-и-ть.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 7 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 72 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 72), авторов: Волынец (Татьяна Николаевна), Литвинко (Франя Михайловна), Долбик (Елена Евгеньевна), Таяновская (И В), Винник (И Р), учебного пособия издательства Национальный институт образования.