Номер 158, страница 91 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик

Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024

Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Академия образования

Год издания: 2024 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-33-0044-4

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 8 классе

Синтаксис и пунктуация. Двусоставное предложение. Параграф 19. Второстепенные члены предложения. Дополнение - номер 158, страница 91.

№158 (с. 91)
Условие. №158 (с. 91)
скриншот условия
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 91, номер 158, Условие

158. Прочитайте план-конспект о дополнении. Назовите признаки дополнения. Какая информация для вас новая? Какие сведения о дополнении нуждаются в уточнении, иллюстрации примерами?

Дополнение

является второстепенным членом предложения;

обозначает предмет, связанный с действием или состоянием;

отвечает на вопросы косвенных падежей;

относится к сказуемому или к другим членам предложения;

связывается со словом, которое характеризует, способом управления или примыкания;

имеет разные способы выражения;

бывает прямым и косвенным.

Решение. №158 (с. 91)
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 91, номер 158, Решение Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 91, номер 158, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №158 (с. 91)

Назовите признаки дополнения.

Согласно представленному плану-конспекту, дополнение имеет следующие признаки:

  • является второстепенным членом предложения;
  • обозначает предмет, связанный с действием или состоянием;
  • отвечает на вопросы косвенных падежей;
  • относится к сказуемому или к другим членам предложения;
  • связывается со словом, которое характеризует, способом управления или примыкания;
  • имеет разные способы выражения;
  • бывает прямым и косвенным.

Какая информация для вас новая?

Для человека, изучающего синтаксис, новой или требующей особого внимания может оказаться информация о том, что дополнение может быть связано с главным словом не только управлением (что наиболее типично для этого члена предложения), но и примыканием, например, когда оно выражено инфинитивом. Также новым может быть уточнение, что дополнение относится не только к сказуемому-глаголу, но и к другим членам предложения, выраженным, например, существительными или прилагательными (чтение книги, полный решимости).

Какие сведения о дополнении нуждаются в уточнении, иллюстрации примерами?

Следующие сведения о дополнении могут быть не до конца понятны без уточнений и примеров:

1. Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного (который является падежом подлежащего). Дополнение отвечает на следующие вопросы:

  • Родительный падеж: кого? чего? (например, не видеть (кого?) друга, желать (чего?) славы)
  • Дательный падеж: кому? чему? (например, помогать (кому?) сестре, радоваться (чему?) подарку)
  • Винительный падеж: кого? что? (например, читать (что?) книгу, встретить (кого?) его)
  • Творительный падеж: кем? чем? (например, гордиться (кем?) страной, рисовать (чем?) карандашом)
  • Предложный падеж: о ком? о чём? (например, думать (о ком?) о ней, рассказывать (о чём?) о поездке)

2. Относится к сказуемому или к другим членам предложения.

Чаще всего дополнение зависит от сказуемого, выраженного глаголом. Например: Я пишу (что?) письмо. Здесь дополнение «письмо» относится к сказуемому «пишу».
Однако дополнение может относиться и к другим членам предложения, например, к существительным или прилагательным. Например: чтение (чего?) книги, полный (чего?) решимости, жажда (чего?) славы.

3. Связывается ... способом управления или примыкания.

Управление – это вид связи, при котором главное слово требует от зависимого слова (дополнения) постановки в определённом падеже. Это самый распространённый способ связи для дополнений. Например: увлекаться (чем?) спортом (глагол «увлекаться» управляет творительным падежом).
Примыкание – это вид связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи (например, инфинитивом) и связывается с главным только по смыслу. Дополнение, выраженное инфинитивом, присоединяется способом примыкания. Например: Я просил его (о чём?) помолчать.

4. Имеет разные способы выражения.

Дополнение может быть выражено не только существительным или местоимением, но и другими частями речи или синтаксически неделимыми словосочетаниями:

  • Существительным: любить (что?) музыку.
  • Местоимением: увидеть (кого?) его.
  • Инфинитивом (неопределённой формой глагола): советую (что?) прочитать.
  • Числительным: разделить (что?) десять на два.
  • Цельным словосочетанием: купил (что?) два килограмма яблок; прочитал (что?) несколько книг.

5. Бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно переходит действие. Оно выражается:

  • Винительным падежом без предлога: Я строю (что?) дом.
  • Родительным падежом без предлога в двух случаях:
    - при глаголе с отрицанием: Я не получил (чего?) письма.
    - при указании на часть от целого: выпить (чего?) молока.

Косвенное дополнение обозначает предмет, который затрагивается действием не прямо, или является адресатом, или орудием действия. Оно выражается всеми остальными формами: винительным падежом с предлогом и другими косвенными падежами (с предлогами или без).
Например: Я любуюсь (чем?) видом. Он рассказал (кому?) мне о (о чём?) фильме. Мы говорили (с кем?) с другом.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 158 расположенного на странице 91 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №158 (с. 91), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.