Номер 689, страница 125 - гдз по химии 9 класс сборник задач Хвалюк, Резяпкин
Авторы: Хвалюк В. Н., Резяпкин В. И.
Тип: Сборник задач
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: салатовый, голубой с колбами
ISBN: 978-985-599-248-7
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 4. Металлы. Параграф 43. Ряд активности металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот - номер 689, страница 125.
№689 (с. 125)
Условие. №689 (с. 125)
скриншот условия
689. Навеску магния массой 4,88 г поместили в соляную кислоту массой 160 г с массовой долей хлороводорода, равной 8,46 %. Объём (н. у.) выделившегося газа составил $4,12 \text{ дм}^3$. Рассчитайте практический выход водорода в этом процессе.
Решение. №689 (с. 125)
Решение 2. №689 (с. 125)
Дано:
$m(\text{Mg}) = 4.88 \text{ г}$
$m(\text{р-ра HCl}) = 160 \text{ г}$
$\omega(\text{HCl}) = 8.46 \% = 0.0846$
$V_{практ}(\text{H}_2) = 4.12 \text{ дм}^3$
Условия: н. у. (нормальные условия)
Найти:
$\eta(\text{H}_2) - ?$
Решение:
1. Запишем уравнение реакции взаимодействия магния с соляной кислотой:
$\text{Mg} + 2\text{HCl} \rightarrow \text{MgCl}_2 + \text{H}_2 \uparrow$
2. Для определения теоретического выхода водорода необходимо найти, какой из реагентов находится в недостатке (является лимитирующим). Для этого рассчитаем количество вещества (в молях) для каждого реагента.
Молярная масса магния $M(\text{Mg}) \approx 24.3 \text{ г/моль}$.
Количество вещества магния:
$n(\text{Mg}) = \frac{m(\text{Mg})}{M(\text{Mg})} = \frac{4.88 \text{ г}}{24.3 \text{ г/моль}} \approx 0.2008 \text{ моль}$
3. Рассчитаем массу чистого хлороводорода в растворе, а затем его количество вещества.
$m(\text{HCl}) = m(\text{р-ра HCl}) \times \omega(\text{HCl}) = 160 \text{ г} \times 0.0846 = 13.536 \text{ г}$
Молярная масса хлороводорода $M(\text{HCl}) = 1 + 35.5 = 36.5 \text{ г/моль}$.
Количество вещества хлороводорода:
$n(\text{HCl}) = \frac{m(\text{HCl})}{M(\text{HCl})} = \frac{13.536 \text{ г}}{36.5 \text{ г/моль}} \approx 0.3708 \text{ моль}$
4. Сравним количество реагентов согласно стехиометрии уравнения реакции. По уравнению, на 1 моль Mg требуется 2 моль HCl.
Чтобы полностью прореагировал магний ($0.2008 \text{ моль}$), необходимо хлороводорода:
$n_{необх}(\text{HCl}) = 2 \times n(\text{Mg}) = 2 \times 0.2008 \text{ моль} = 0.4016 \text{ моль}$
В наличии имеется только $0.3708 \text{ моль}$ HCl, что меньше, чем необходимо ($0.3708 < 0.4016$). Следовательно, соляная кислота находится в недостатке и является лимитирующим реагентом. Расчет теоретического выхода водорода будем вести по HCl.
5. Рассчитаем теоретический объем водорода, который может выделиться в реакции. По уравнению реакции, из 2 моль HCl образуется 1 моль H₂.
$n_{теор}(\text{H}_2) = \frac{1}{2} n(\text{HCl}) = \frac{1}{2} \times 0.3708 \text{ моль} = 0.1854 \text{ моль}$
При нормальных условиях (н. у.) молярный объем любого газа $V_m = 22.4 \text{ дм}^3/\text{моль}$.
$V_{теор}(\text{H}_2) = n_{теор}(\text{H}_2) \times V_m = 0.1854 \text{ моль} \times 22.4 \text{ дм}^3/\text{моль} \approx 4.153 \text{ дм}^3$
6. Теперь можно рассчитать практический выход водорода ($\eta$) как отношение практического объема к теоретическому, выраженное в процентах.
$\eta(\text{H}_2) = \frac{V_{практ}(\text{H}_2)}{V_{теор}(\text{H}_2)} \times 100\% = \frac{4.12 \text{ дм}^3}{4.153 \text{ дм}^3} \times 100\% \approx 99.2\%$
Ответ: практический выход водорода составляет 99,2 %.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 9 класс, для упражнения номер 689 расположенного на странице 125 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №689 (с. 125), авторов: Хвалюк (Виктор Николаевич), Резяпкин (Виктор Ильич), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.