Номер 237, страница 132 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Изменение слова. Параграф 26. Глагол и его формы - номер 237, страница 132.
№237 (с. 132)
Условие. №237 (с. 132)
скриншот условия
237. 1. Пользуясь материалами таблицы, расскажите об особых формах глагола — причастии и деепричастии. Установите, в чём проявляется грамматическое различие этих форм.
Значение и грамматические признаки
причастий и деепричастий
| Признаки | Причастие | Деепричастие |
|---|---|---|
| Значение | Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?: читающий и думающий ученик, накрахмаленный воротник | Обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?: по овражку, журча, бежал ручеёк; сделав уроки, отдохни |
| Морфологические признаки | Вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, время. Изменяется по родам, числам и падежам | Вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность. Не изменяется |
| Синтаксическая роль | Согласованное определение, именная часть составного сказуемого: Море, взволнованное ветром, шумело. Море взволновано ветром. | Обстоятельство: Помолчав, он продолжил разговор. Читая, я никогда не скучаю. |
2. Причастие и деепричастие традиционно рассматриваются как особые формы глагола. Однако в лингвистике существует и иная точка зрения, согласно которой причастие и деепричастие характеризуются как самостоятельные части речи. Как вы полагаете, на чём основывается такая точка зрения?
В отличие от прилагательных причастия:
обозначают признак, связанный с действием предмета;
обычно имеют прямое лексическое значение;
всегда заменяются глаголами;
различаются по виду и времени;
не образуют степеней сравнения;
не имеют синонимов-прилагательных;
как правило, имеют зависимые слова.
Решение. №237 (с. 132)
Решение 2. №237 (с. 132)
1. Причастие и деепричастие — это особые формы глагола, которые сочетают в себе признаки глагола с признаками других частей речи. Грамматическое различие между ними, представленное в таблице, проявляется в трёх ключевых аспектах: значении, морфологических признаках и синтаксической роли.
Во-первых, у них разное значение. Причастие обозначает признак предмета, который проявляется через действие, и отвечает на вопросы, свойственные прилагательному: какой? какая? какое? какие? (например, читающий и думающий ученик). Деепричастие, в свою очередь, обозначает добавочное действие, которое сопутствует основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы наречия: что делая? что сделав? (например, бежал, журча; сделав уроки, отдохни).
Во-вторых, они отличаются по морфологическим признакам. Хотя обе формы наследуют от глагола такие категории, как вид, переходность/непереходность и возвратность/невозвратность, их изменяемость различна. Причастие, подобно прилагательному, является изменяемой формой: оно изменяется по родам, числам и падежам, а также имеет категорию времени. Деепричастие, напротив, — это неизменяемая форма, что морфологически сближает его с наречием.
В-третьих, у них абсолютно разная синтаксическая роль в предложении. Причастие чаще всего выступает в роли согласованного определения или является именной частью составного сказуемого (Море, взволнованное ветром, шумело. Море взволновано ветром). Деепричастие же всегда выполняет функцию обстоятельства (Помолчав, он продолжил разговор. Читая, я никогда не скучаю).
Таким образом, основное грамматическое различие заключается в том, что причастие по своим свойствам тяготеет к прилагательному (обозначает признак и изменяется), а деепричастие — к наречию (обозначает признак действия, то есть обстоятельство, и не изменяется).
2. Точка зрения, согласно которой причастие и деепричастие являются самостоятельными частями речи, а не просто формами глагола, основывается на их уникальной «гибридной» природе. Они обладают собственным, чётко очерченным набором грамматических характеристик, которые системно сочетают в себе свойства разных частей речи, что и позволяет выделить их в отдельные лексико-грамматические классы.
Так, причастие занимает промежуточное положение между глаголом и прилагательным. От глагола оно наследует вид, время, возвратность и способность управлять зависимыми словами (например, читающий книгу), а от прилагательного — способность обозначать признак предмета и изменяться по родам, числам и падежам, выступая в предложении в роли определения. При этом, как отмечено в задании, причастия отличаются от прилагательных: они обозначают временный признак, связанный с действием, не образуют степеней сравнения и всегда могут быть заменены конструкцией с глаголом (читающий мальчик — мальчик, который читает). Эта совокупность уникальных черт и служит основанием для его выделения в отдельную часть речи.
В свою очередь, деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия. От глагола оно берёт вид, переходность и способность иметь при себе зависимые слова (например, читая интересную книгу). С наречием его сближает неизменяемость и синтаксическая функция обстоятельства. Его уникальное значение (добавочное действие) и глагольное управление отличают его от наречий. Эта устойчивая комбинация признаков разных частей речи также даёт повод считать деепричастие самостоятельной частью речи, а не просто глагольной формой.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 237 расположенного на странице 132 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №237 (с. 132), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.