Номер 237, страница 132 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Изменение слова. Параграф 26. Глагол и его формы - номер 237, страница 132.

№237 (с. 132)
Условие. №237 (с. 132)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 132, номер 237, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 132, номер 237, Условие (продолжение 2)

237. 1. Пользуясь материалами таблицы, расскажите об особых формах глагола — причастии и деепричастии. Установите, в чём проявляется грамматическое различие этих форм.

Значение и грамматические признаки
причастий и деепричастий

ПризнакиПричастиеДеепричастие
ЗначениеОбозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?: читающий и думающий ученик, накрахмаленный воротникОбозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?: по овражку, журча, бежал ручеёк; сделав уроки, отдохни
Морфологические признакиВид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, время.
Изменяется по родам, числам и падежам
Вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.
Не изменяется
Синтаксическая рольСогласованное определение, именная часть составного сказуемого: Море, взволнованное ветром, шумело. Море взволновано ветром.Обстоятельство: Помолчав, он продолжил разговор. Читая, я никогда не скучаю.

2. Причастие и деепричастие традиционно рассматриваются как особые формы глагола. Однако в лингвистике существует и иная точка зрения, согласно которой причастие и деепричастие характеризуются как самостоятельные части речи. Как вы полагаете, на чём основывается такая точка зрения?

В отличие от прилагательных причастия:

  • обозначают признак, связанный с действием предмета;

  • обычно имеют прямое лексическое значение;

  • всегда заменяются глаголами;

  • различаются по виду и времени;

  • не образуют степеней сравнения;

  • не имеют синонимов-прилагательных;

  • как правило, имеют зависимые слова.

Решение. №237 (с. 132)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 132, номер 237, Решение
Решение 2. №237 (с. 132)

1. Причастие и деепричастие — это особые формы глагола, которые сочетают в себе признаки глагола с признаками других частей речи. Грамматическое различие между ними, представленное в таблице, проявляется в трёх ключевых аспектах: значении, морфологических признаках и синтаксической роли.

Во-первых, у них разное значение. Причастие обозначает признак предмета, который проявляется через действие, и отвечает на вопросы, свойственные прилагательному: какой? какая? какое? какие? (например, читающий и думающий ученик). Деепричастие, в свою очередь, обозначает добавочное действие, которое сопутствует основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы наречия: что делая? что сделав? (например, бежал, журча; сделав уроки, отдохни).

Во-вторых, они отличаются по морфологическим признакам. Хотя обе формы наследуют от глагола такие категории, как вид, переходность/непереходность и возвратность/невозвратность, их изменяемость различна. Причастие, подобно прилагательному, является изменяемой формой: оно изменяется по родам, числам и падежам, а также имеет категорию времени. Деепричастие, напротив, — это неизменяемая форма, что морфологически сближает его с наречием.

В-третьих, у них абсолютно разная синтаксическая роль в предложении. Причастие чаще всего выступает в роли согласованного определения или является именной частью составного сказуемого (Море, взволнованное ветром, шумело. Море взволновано ветром). Деепричастие же всегда выполняет функцию обстоятельства (Помолчав, он продолжил разговор. Читая, я никогда не скучаю).

Таким образом, основное грамматическое различие заключается в том, что причастие по своим свойствам тяготеет к прилагательному (обозначает признак и изменяется), а деепричастие — к наречию (обозначает признак действия, то есть обстоятельство, и не изменяется).

2. Точка зрения, согласно которой причастие и деепричастие являются самостоятельными частями речи, а не просто формами глагола, основывается на их уникальной «гибридной» природе. Они обладают собственным, чётко очерченным набором грамматических характеристик, которые системно сочетают в себе свойства разных частей речи, что и позволяет выделить их в отдельные лексико-грамматические классы.

Так, причастие занимает промежуточное положение между глаголом и прилагательным. От глагола оно наследует вид, время, возвратность и способность управлять зависимыми словами (например, читающий книгу), а от прилагательного — способность обозначать признак предмета и изменяться по родам, числам и падежам, выступая в предложении в роли определения. При этом, как отмечено в задании, причастия отличаются от прилагательных: они обозначают временный признак, связанный с действием, не образуют степеней сравнения и всегда могут быть заменены конструкцией с глаголом (читающий мальчик — мальчик, который читает). Эта совокупность уникальных черт и служит основанием для его выделения в отдельную часть речи.

В свою очередь, деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия. От глагола оно берёт вид, переходность и способность иметь при себе зависимые слова (например, читая интересную книгу). С наречием его сближает неизменяемость и синтаксическая функция обстоятельства. Его уникальное значение (добавочное действие) и глагольное управление отличают его от наречий. Эта устойчивая комбинация признаков разных частей речи также даёт повод считать деепричастие самостоятельной частью речи, а не просто глагольной формой.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 237 расположенного на странице 132 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №237 (с. 132), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.