Номер 240, страница 134 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Изменение слова. Параграф 26. Глагол и его формы - номер 240, страница 134.

№240 (с. 134)
Условие. №240 (с. 134)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 134, номер 240, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 134, номер 240, Условие (продолжение 2)

240. 1. Прочитайте. Докажите, что это текст-описание и что употреблённые в нём причастия и деепричастия придают речи особую живость и наглядность.

2. Спишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

3. Произведите морфологический разбор причастий и деепричастий.

ВЕНЕЦИЯ

перрон

Из зелёных волн Адриатики в три..дцати пяти ки(л/лл)ометрах от материка поднимаясь как спинки игра..щих в море д..льфинов встают (сто)восемнадцать островов и островков. И на этих островах и островках омываемыхx водой стоит единстве(н/нн)ый город в мире весь (как)будто выплеснутый сюда красками и зыбью моря. Это Венеция. Замедлив скорость поезд п..дходит к пр..вокзальнойсл площади почти всегда тёмной ноч..ю и спустившись на перрон вы представляете себя ры..кой опуще(н/нн)ой в аквариум. Плывёт особая сыр..сть дворц..в берегов каналов неба и воздуха Венеци...

В Венеци.. царству..т вода небо и камень. Людям привыкшим к зелени садов и парков ..десь (не)хватает деревьев.

Этот город Италии пр..красен. Он обладает особой крас..той подобно другим городам построе(н/нн)ым (не)обыкновенными руками итал..янского народа которые стоят как и задума(н/нн)о им стоят ст..летия (не)изменяясь и (не)стареясн (по М. Шагинян).

4. Напишите сочинение о каком-либо вашем путешествии, включив в текст причастия и деепричастия. Поделитесь первыми впечатлениями от знакомства с новыми местами.

углублённый приобретший [р'э]

Решение. №240 (с. 134)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 134, номер 240, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 134, номер 240, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №240 (с. 134)

1.

Представленный отрывок является текстом-описанием, так как его основная цель — создать у читателя образ определённого места (Венеции), передать впечатления автора и описать его характерные черты. Автор последовательно описывает, как город появляется перед путешественником, каковы его особенности (расположение на воде, отсутствие зелени, особая архитектура) и какую атмосферу он создаёт. В тексте преобладают прилагательные, причастия, сравнения («поднимаясь, как спинки играющих в море дельфинов», «как будто выплеснутый сюда красками», «представляете себя рыбкой»), которые помогают нарисовать яркую визуальную картину.

Причастия и деепричастия придают речи особую живость и наглядность, совмещая в себе признаки глагола и прилагательного/наречия.

  • Причастия (играющих, омываемых, выплеснутый, опущенной, привыкшим, построенным) позволяют описать предмет через действие, которое он совершает или которое совершается над ним. Это делает описание более динамичным и ёмким, чем использование сложноподчинённых предложений (например, «спинки дельфинов, которые играют» заменяется на «спинки играющих дельфинов»).
  • Деепричастия (поднимаясь, замедлив, спустившись, не изменяясь, не старея) обозначают добавочное действие при основном. Они позволяют передать несколько действий одновременно, делая повествование более плавным и насыщенным. Например, фраза «Замедлив скорость, поезд подходит...» объединяет два действия в одну картину, показывая их взаимосвязь и последовательность.

Таким образом, эти формы глагола обогащают текст, создавая целостный, движущийся и многогранный образ описываемого города.

2.

ВЕНЕЦИЯ

Из зелёных волн Адриатики в тридцати пяти километрах от материка поднимаются, как спинки играющих в море дельфинов, встают сто восемнадцать островов и островков. И на этих островах и островках, омываемых водой, стоит единственный город в мире, весь как будто выплеснутый сюда красками и зыбью моря. Это Венеция. Замедлив скорость, поезд подходит к привокзальной площади почти всегда тёмной ночью, и, спустившись на перрон, вы представляете себя рыбкой, опущенной в аквариум. Плывёт особая сырость дворцов, в берегов каналов неба и воздуха Венеции.

В Венеции царствует вода, небо и камень. Людям, привыкшим к зелени садов и парков, здесь не хватает деревьев.

Этот город Италии прекрасен. Он обладает особой красотой, подобно другим городам построенным необыкновенными руками итальянского народа, которые стоят, как и задуманно им стоять столетия, не изменяясь и не старея.

3.

Причастия

  • играющих — причастие; образовано от глагола играть.
    1. Н. ф. — играющий.
    2. Пост. признаки: действительное, наст. время, несов. вид.
    3. Непост. признаки: мн. число, Р. п.
    4. В предложении является определением (дельфинов (каких?) играющих).
  • омываемых — причастие; образовано от глагола омывать.
    1. Н. ф. — омываемый.
    2. Пост. признаки: страдательное, наст. время, несов. вид.
    3. Непост. признаки: мн. число, П. п.
    4. В предложении является определением (островах и островках (каких?) омываемых).
  • выплеснутый — причастие; образовано от глагола выплеснуть.
    1. Н. ф. — выплеснутый.
    2. Пост. признаки: страдательное, прош. время, сов. вид.
    3. Непост. признаки: ед. число, м. р., И. п.
    4. В предложении является определением (город (какой?) выплеснутый).
  • опущенной — причастие; образовано от глагола опустить.
    1. Н. ф. — опущенный.
    2. Пост. признаки: страдательное, прош. время, сов. вид.
    3. Непост. признаки: ед. число, ж. р., Т. п.
    4. В предложении является определением (рыбкой (какой?) опущенной).
  • привыкшим — причастие; образовано от глагола привыкнуть.
    1. Н. ф. — привыкший.
    2. Пост. признаки: действительное, прош. время, сов. вид.
    3. Непост. признаки: мн. число, Д. п.
    4. В предложении является определением (людям (каким?) привыкшим).
  • построенным — причастие; образовано от глагола построить.
    1. Н. ф. — построенный.
    2. Пост. признаки: страдательное, прош. время, сов. вид.
    3. Непост. признаки: мн. число, Д. п.
    4. В предложении является определением (городам (каким?) построенным).

Деепричастия

  • поднимаясь — деепричастие; образовано от глагола подниматься.
    1. Обозначает добавочное действие (встают (что делая?) поднимаясь).
    2. Несовершенный вид, возвратное.
    3. Неизменяемая форма.
    4. В предложении является обстоятельством.
  • замедлив — деепричастие; образовано от глагола замедлить.
    1. Обозначает добавочное действие (подходит (что сделав?) замедлив).
    2. Совершенный вид.
    3. Неизменяемая форма.
    4. В предложении является обстоятельством (в составе деепричастного оборота).
  • спустившись — деепричастие; образовано от глагола спуститься.
    1. Обозначает добавочное действие (представляете (что сделав?) спустившись).
    2. Совершенный вид, возвратное.
    3. Неизменяемая форма.
    4. В предложении является обстоятельством (в составе деепричастного оборота).
  • не изменяясь — деепричастие; образовано от глагола изменяться.
    1. Обозначает добавочное действие (стоят (что делая?) не изменяясь).
    2. Несовершенный вид, возвратное.
    3. Неизменяемая форма.
    4. В предложении является обстоятельством.
  • не старея — деепричастие; образовано от глагола стареть.
    1. Обозначает добавочное действие (стоят (что делая?) не старея).
    2. Несовершенный вид.
    3. Неизменяемая форма.
    4. В предложении является обстоятельством.

4.

Я впервые увидел море ранним утром, когда солнце ещё не успело подняться над горизонтом. Выйдя из машины, я сразу почувствовал солёный запах, принесённый лёгким ветерком. Впереди расстилалась бескрайняя водная гладь, сливающаяся с небом где-то очень далеко. Волны, лениво набегающие на песчаный берег, тихо шуршали, будто рассказывая древние тайны. Я медленно пошёл к воде, чувствуя, как песок прохладен под ногами. Вода, коснувшаяся моих ног, показалась обжигающе ледяной, но приятной. Глядя на пробуждающееся море и слушая его дыхание, я ощутил невероятное спокойствие. Это было моё первое знакомство с великой стихией, запомнившееся навсегда.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 240 расположенного на странице 134 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №240 (с. 134), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.