Номер 239, страница 134 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Изменение слова. Параграф 26. Глагол и его формы - номер 239, страница 134.
№239 (с. 134)
Условие. №239 (с. 134)
скриншот условия
239. 1. Определите, какие из выделенных слов являются деепричастиями. Укажите их глагольные признаки. Разберите по составу.
1. Встретившись после долгой разлуки, они не могли наговориться (В. Киселёв). 2. Вернулись двое, молча сели к огню (А. Серафимович). 3. В ярких солнечных лучах синеватые льдины, кружась, быстро плывут, пляшут в водоворотах (М. Ростовцев). 4. Они шли не торопясь и покорно, точно гуси (М. Горький). 5. Мгновение — и ласточка, срываясь, падает, потом плавно выныривает из-под террасы (Ф. Искандер). 6. Душа болела не переставая (И. Смольников). 7. Живой язык активно меняется, развиваясь и обогащаясь (Т. Васильева).
↑ 2. Русский писатель Д. В. Григорович стилистическую роль деепричастия видел в том, что оно «дорисовывает движение». Поясните мысль автора, используя материал упражнения.
терра́са
Решение. №239 (с. 134)
Решение 2. №239 (с. 134)
1.
Все выделенные слова являются деепричастиями. Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном и отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?». Деепричастия обладают признаками глагола и наречия.
Ниже приведён разбор каждого деепричастия с указанием их глагольных признаков и разбором по составу.
Встретившись — деепричастие.
Глагольные признаки: совершенный вид (что сделав?), возвратное.
Разбор по составу: в- (приставка), -встрет- (корень), -и- (суффикс), -вши- (формообразующий суффикс деепричастия), -сь (постфикс). Основа слова — встретившись.молча — деепричастие (в данном контексте сохранившее глагольность; может переходить в наречие).
Глагольные признаки: несовершенный вид (что делая?), невозвратное.
Разбор по составу: -молч- (корень), -а- (формообразующий суффикс деепричастия). Основа слова — молча.кружась — деепричастие.
Глагольные признаки: несовершенный вид (что делая?), возвратное.
Разбор по составу: -круж- (корень), -а- (формообразующий суффикс деепричастия), -сь (постфикс). Основа слова — кружа...сь.не торопясь — деепричастие.
Глагольные признаки: несовершенный вид (что делая?), возвратное.
Разбор по составу: -тороп- (корень), -я- (формообразующий суффикс деепричастия), -сь (постфикс). Основа слова — торопя...сь.срываясь — деепричастие.
Глагольные признаки: несовершенный вид (что делая?), возвратное.
Разбор по составу: с- (приставка), -рыв- (корень), -а- (суффикс), -я- (формообразующий суффикс деепричастия), -сь (постфикс). Основа слова — срывая...сь.не переставая — деепричастие.
Глагольные признаки: несовершенный вид (что делая?), невозвратное.
Разбор по составу: пере- (приставка), -ста- (корень), -ва- (суффикс), -я- (формообразующий суффикс деепричастия). Основа слова — переставая.развиваясь и обогащаясь — деепричастия.
Глагольные признаки: несовершенный вид (что делая?), возвратные.
Разбор по составу (развиваясь): раз- (приставка), -ви- (корень), -ва- (суффикс), -я- (формообразующий суффикс деепричастия), -сь (постфикс). Основа слова — развивая...сь.
Разбор по составу (обогащаясь): о- (приставка), -богащ- (корень), -а- (суффикс), -я- (формообразующий суффикс деепричастия), -сь (постфикс). Основа слова — обогащая...сь.
2.
Фраза Д. В. Григоровича о том, что деепричастие «дорисовывает движение», означает, что оно придает основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, дополнительную характеристику, уточняет его, делает картину, описываемую автором, более живой, образной и динамичной. Деепричастие описывает сопутствующее действие, которое поясняет, как именно, при каких обстоятельствах или по какой причине совершается главное действие.
Рассмотрим это на примерах из упражнения:
«...синеватые льдины, кружась, быстро плывут, пляшут в водоворотах». Основное действие — льдины плывут, пляшут. Деепричастие кружась не просто добавляет еще одно действие, а «дорисовывает» движение, показывая его характер: льдины плывут не по прямой, а вращаясь, что создает яркий визуальный образ водоворота.
«Они шли не торопясь и покорно...». Основное действие — шли. Можно было бы просто сказать «шли медленно», но деепричастие не торопясь точнее передает не только скорость, но и внутреннее состояние идущих — их спокойствие, отсутствие спешки.
«Мгновение — и ласточка, срываясь, падает...». Основное действие — ласточка падает. Деепричастие срываясь детализирует начало этого падения, подчеркивает его резкость и внезапность. Оно «дорисовывает» образ стремительного, почти неконтролируемого движения.
Таким образом, деепричастия обогащают текст, позволяя одним словом описать сложный характер движения или состояния, что делает повествование более точным, выразительным и лаконичным.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 239 расположенного на странице 134 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №239 (с. 134), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.