Номер 306, страница 160 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Жанры речи: доклад. Параграф 32. Подготовка к произнесению доклада - номер 306, страница 160.
№306 (с. 160)
Условие. №306 (с. 160)
скриншот условия
Pp 306. Подготовьтесь к работе над основной частью доклада «Многомерный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Весенняя гроза"».
I. Изучите особенности заглавия и композиции стихотворения.
На какое восприятие грозы: как тревожного, карающего, действительно грозного или, наоборот, радостного, очищающего явления природы — настраивает заглавие стихотворения ещё до знакомства с текстом?
Соответствует ли последовательность описания грозы реальным изменениям в природе? Какие строки текста можно считать его кульминационным моментом?
Известно, что второе четверостишие появилось в более поздней редакции произведения. Как благодаря этому обогатилось описание весенней грозы?
Какое из четверостиший «Весенней грозы» воспринимается как несколько обособленная композиционная часть? Какова его роль в передаче отношения к описываемому?
II. Проанализируйте размер и фонетические особенности стихотворения.
Сохраняется ли на протяжении стихотворения единство его размера, которое помогает достичь смысловой и эмоциональной целостности текста?
Какие звуковые образы рождаются при чтении стихотворения? Повторение каких звуков создаёт такое впечатление?
III. Раскройте лексическое своеобразие текста.
Случайно ли среди богато представленной в словаре стихотворения группы слов, связанных с темой грозы, отсутствие слова молния? Как, на ваш взгляд, это можно объяснить?
Какой авторский неологизм использован Ф. И. Тютчевым? Приподнятой или сниженной окраской обладает это слово?
Какие образные средства художественной речи играют важную роль в этом стихотворении? Докажите, что природа описывается автором как живое существо.
IV. Проанализируйте грамматические (морфологические и синтаксические) особенности стихотворения.
Конкретное или отвлечённое значение имеет большинство слов, использованных в стихотворении? Характерно ли их употребление для пейзажной лирики?
Какое время глаголов и с какой целью широко использовано в тексте?
Какое значение имеет введение в текст стихотворения «чужой» речи?
Докажите, что в качестве средства синтаксической выразительности в стихотворении часто встречается инверсия определений.
Решение. №306 (с. 160)
Решение 2. №306 (с. 160)
I. Изучите особенности заглавия и композиции стихотворения.
На какое восприятие грозы: как тревожного, карающего, действительно грозного или, наоборот, радостного, очищающего явления природы — настраивает заглавие стихотворения ещё до знакомства с текстом?
Заглавие «Весенняя гроза» настраивает читателя на радостное, светлое восприятие. Слово «гроза» само по себе может нести коннотации тревоги и опасности, однако определение «весенняя» кардинально меняет его семантику. Весна ассоциируется с пробуждением природы, молодостью, обновлением и началом жизни. Таким образом, «весенняя гроза» воспринимается не как разрушительная стихия, а как живительное, очищающее и долгожданное явление, знаменующее окончательную победу тепла и света над зимним оцепенением. Заглавие создаёт ожидание не страха, а восторга перед мощью молодой, играющей природы.
Соответствует ли последовательность описания грозы реальным изменениям в природе? Какие строки текста можно считать его кульминационным моментом?
Да, последовательность описания грозы в стихотворении полностью соответствует её реальному течению. Тютчев выстраивает динамичную картину, проводя читателя через все этапы явления:
- Начало, предчувствие грозы: первая строфа описывает первые, ещё далёкие раскаты грома в начале мая («Люблю грозу в начале мая, / Когда весенний, первый гром, / Как бы резвяся и играя, / Грохочет в небе голубом»).
- Кульминация, разгар стихии: вторая строфа изображает саму грозу в её пиковой точке — раскаты становятся громче, начинается ливень, поднимается ветер с пылью («Гремят раскаты молодые, / Вот дождик брызнул, пыль летит, / Повисли перлы дождевые, / И солнце нити золотит»).
- Завершение грозы и её последствия: третья строфа рисует картину после грозы, когда природа умыта, очищена и радостно откликается на прошедший ливень («С горы бежит поток проворный, / В лесу не молкнет птичий гам, / И гам лесной, и шум нагорный — / Всё вторит весело громам»).
Кульминационным моментом можно считать вторую строфу, где сконцентрированы самые яркие и динамичные образы буйства стихии: гремящие раскаты, брызнувший дождь и летящая пыль. Именно здесь напряжение достигает своего пика.
Известно, что второе четверостишие появилось в более поздней редакции произведения. Как благодаря этому обогатилось описание весенней грозы?
Добавление второго четверостишия («Гремят раскаты молодые...») значительно обогатило стихотворение, сделав его более полным и чувственно насыщенным. Если в первоначальной редакции переход от первого грома к картине после дождя был несколько резким, то вторая строфа заполнила этот пробел, создав полноценный центральный эпизод. Она добавила конкретики и динамики: появились зрительные («пыль летит», «повисли перлы дождевые», «солнце нити золотит») и слуховые («гремят раскаты») образы. Эта строфа сделала описание грозы более объёмным и живым, позволив читателю не просто узнать о громе, а почувствовать её приближение и разгар.
Какое из четверостиший «Весенней грозы» воспринимается как несколько обособленная композиционная часть? Какова его роль в передаче отношения к описываемому?
Как обособленная композиционная часть воспринимается четвёртое, заключительное четверостишие, в котором появляется античный мифологический образ: «Ты скажешь: ветреная Геба, / Кормя Зевесова орла, / Громокипящий кубок с неба, / Смеясь, на землю пролила». Эта строфа отличается от предыдущих своим философским и мифологическим планом. Если первые три строфы — это пейзажная зарисовка, наблюдение за природой, то последняя — это её осмысление, возведение частного природного явления до уровня вселенского, божественного действа. Роль этой части — показать, что весенняя гроза не просто природный феномен, а проявление вечной, божественной, жизнеутверждающей силы. Авторское отношение к грозе поднимается от простого «люблю» до восхищения космическим порядком, в котором природа и миф едины.
II. Проанализируйте размер и фонетические особенности стихотворения.
Сохраняется ли на протяжении стихотворения единство его размера, которое помогает достичь смысловой и эмоциональной целостности текста?
Да, на протяжении всего стихотворения сохраняется единство размера — это четырёхстопный ямб с чередованием укороченных (двухстопных) строк в каждой строфе (четвёртая строка). Основной ритм, заданный четырёхстопным ямбом, — энергичный, бодрый, он передаёт радостное, приподнятое настроение. Укороченные строки («Грохочет в небе голубом», «И солнце нити золотит» и т. д.) создают эффект лёгкой паузы, сбивки ритма, которая напоминает то затихающие, то вновь нарастающие раскаты грома. Это ритмическое единство с вариациями создаёт музыкальность текста и помогает достичь его смысловой и эмоциональной целостности, отражая игривый и в то же время величественный характер грозы.
Какие звуковые образы рождаются при чтении стихотворения? Повторение каких звуков создаёт такое впечатление?
При чтении стихотворения рождается яркий звуковой образ раскатистого, но не страшного грома и шума дождя. Этот эффект достигается благодаря аллитерации — повторению согласных звуков.
Главную роль играет повторение звуков [г] и [р]: «Люблю грозу...», «первый гром», «резвяся и играя, / Грохочет...», «Гремят раскаты...», «поток проворный», «шум нагорный», «вторит весело громам», «Громокипящий». Это сочетание создаёт звукоподражание грому, передавая его мощь и рокочущий звук.
Также используются звонкие согласные [з], [в], [л], [н] и шипящие [ш], которые могут ассоциироваться со звуками дождя и ветра: «резвяся», «брызнул», «повисли», «золотит», «лесу», «шум».
III. Раскройте лексическое своеобразие текста.
Случайно ли среди богато представленной в словаре стихотворения группы слов, связанных с темой грозы, отсутствие слова молния? Как, на ваш взгляд, это можно объяснить?
Отсутствие слова «молния» совершенно не случайно. Тютчев сознательно избегает его, чтобы создать образ исключительно радостной, живительной и неопасной грозы. Молния в культурном сознании часто ассоциируется с опасностью, разрушением, божественным гневом. Поэт же стремится показать грозу как праздник природы, как «резвящееся и играющее» существо. Он фокусируется на звуке (гром) и на живительной влаге (дождь, потоки), которые несут обновление. Исключив образ молнии, Тютчев очищает грозу от всех тревожных и пугающих коннотаций, оставляя только её светлую, творческую ипостась.
Какой авторский неологизм использован Ф. И. Тютчевым? Приподнятой или сниженной окраской обладает это слово?
Ф. И. Тютчев использует сложный эпитет-неологизм «громокипящий» («громокипящий кубок»). Это слово создано путём сложения двух основ («гром» и «кипеть») и обладает ярко выраженной приподнятой, высокой стилистической окраской. Оно принадлежит к книжной, поэтической лексике и отсылает к одической традиции XVIII века. Этот неологизм создаёт величественный, мощный образ, подчёркивая космический масштаб и божественную природу грозы, которая сравнивается с кипящим кубком в руках богов.
Какие образные средства художественной речи играют важную роль в этом стихотворении? Докажите, что природа описывается автором как живое существо.
В стихотворении важную роль играют олицетворения, метафоры и эпитеты. Именно они помогают описать природу как живое, одушевлённое существо.
Олицетворение: Природа наделяется человеческими чертами и действиями. Гром не просто звучит, а «резвяся и играя, грохочет», как весёлый ребёнок. Потоки не стекают, а «бегут». Лесной гам и шум нагорный «вторят весело громам», то есть вступают в диалог, откликаются. Вся природа участвует в общем радостном действе.
Эпитеты: Эпитеты также подчёркивают живой характер явлений: «раскаты молодые» (а не просто сильные), «поток проворный».
Метафора: Ключевой является развёрнутая метафора в последней строфе, где гроза представлена как результат действий античных богов: ветреная богиня юности Геба, смеясь, проливает на землю «громокипящий кубок». Это не просто сравнение, а полное отождествление природного явления с живым, мифологическим сюжетом, что является высшей степенью одушевления природы.
IV. Проанализируйте грамматические (морфологические и синтаксические) особенности стихотворения.
Конкретное или отвлечённое значение имеет большинство слов, использованных в стихотворении? Характерно ли их употребление для пейзажной лирики?
Большинство существительных в стихотворении имеют конкретное значение: «гром», «небо», «дождик», «пыль», «перлы», «солнце», «нити», «гора», «поток», «лес», «кубок», «земля». Это абсолютно характерно для пейзажной лирики, цель которой — создать зримый, ощутимый, слышимый образ природы. Автор рисует картину с помощью конкретных деталей, которые читатель может легко представить. Отвлечённые существительные практически отсутствуют, что делает текст максимально предметным и чувственным.
Какое время глаголов и с какой целью широко использовано в тексте?
В тексте широко используются глаголы в форме настоящего времени: «люблю», «грохочет», «гремят», «летит», «золотит», «бежит», «не молкнет», «вторит», «гомонят». Использование настоящего времени создаёт эффект присутствия, сиюминутности происходящего. Читатель становится свидетелем грозы, которая разворачивается прямо сейчас, на его глазах. Это придаёт тексту динамизм и делает восприятие картины природы более живым и непосредственным.
Какое значение имеет введение в текст стихотворения «чужой» речи?
Введение «чужой» речи в последней строфе («Ты скажешь: ветреная Геба...») выполняет несколько функций. Во-первых, это приём, который вовлекает читателя в диалог, делает его соучастником размышлений лирического героя. Обращение на «ты» создаёт доверительную атмосферу. Во-вторых, эта форма позволяет автору высказать мифологическую, возвышенную идею не прямо от своего лица, а как бы в виде предположения, общей догадки («ты скажешь»), что делает её более естественной и менее дидактичной. Это превращает философское обобщение в часть общего, разделенного с читателем впечатления от грозы.
Докажите, что в качестве средства синтаксической выразительности в стихотворении часто встречается инверсия определений.
В стихотворении действительно часто встречается инверсия, то есть обратный порядок слов, особенно в словосочетаниях «существительное + определение». Определение (прилагательное или причастие) ставится после определяемого слова.
Примеры:
- «в небе голубом» (вместо «в голубом небе»);
- «раскаты молодые» (вместо «молодые раскаты»);
- «перлы дождевые» (вместо «дождевые перлы»);
- «поток проворный» (вместо «проворный поток»).
Такая расстановка слов позволяет, во-первых, сохранить ритм и рифму стихотворения. Во-вторых, инверсия выделяет эпитет, придаёт ему больший вес и выразительность, заставляя читателя обратить на него особое внимание. Слово, вынесенное в конец фразы, звучит более значимо и торжественно.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 306 расположенного на странице 160 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №306 (с. 160), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.