Номер 2, страница 11 - гдз по химии 11 класс тетрадь для практических работ Сечко

Химия, 11 класс Тетрадь для практических работ, автор: Сечко Ольга Ивановна, издательство Аверсэв, Минск, 2021, зелёного цвета

Авторы: Сечко О. И.

Тип: Тетрадь для практических работ

Издательство: Аверсэв

Год издания: 2021 - 2025

Уровень обучения: базовый

Цвет обложки: зелёный с молекулами

ISBN: 978-985-19-6958-2

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Изучение свойств кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Практическая работа 2 - номер 2, страница 11.

№2 (с. 11)
Решение 2. №2 (с. 11)

1. При помощи универсальной индикаторной бумаги определите pH раствора гидроксида натрия. Составьте уравнение диссоциации гидроксида натрия.

При помощи универсальной индикаторной бумаги pH раствора гидроксида натрия (NaOH) будет в диапазоне 13-14, что соответствует сильной щелочной среде. Это связано с тем, что гидроксид натрия является сильным основанием.

Уравнение диссоциации гидроксида натрия:

NaOH (водн.р-р) $\rightarrow$ Na$^+$ (водн.р-р) + OH$^-$ (водн.р-р)

Ответ:

pH раствора NaOH $\approx$ 13-14. NaOH $\rightarrow$ Na$^+$ + OH$^-$

2. К раствору щелочи объемом 1–2 см$^3$ добавьте две капли раствора фенолфталеина и небольшими порциями приливайте раствор серной кислоты до появления признаков реакции. Укажите признак химической реакции, по которому можно определить, что вы нейтрализовали щелочь. Как изменилась концентрация гидроксид-ионов в растворе после добавления кислоты?

Признаком химической реакции, по которому можно определить, что щелочь нейтрализована, является обесцвечивание раствора. Изначально, в щелочной среде фенолфталеин придает раствору малиновую (или розовую) окраску. При добавлении серной кислоты происходит реакция нейтрализации, и по мере достижения нейтральной или слабокислой среды раствор становится бесцветным.

После добавления кислоты концентрация гидроксид-ионов ($OH^-$) в растворе значительно уменьшилась. Это происходит из-за реакции нейтрализации, в ходе которой гидроксид-ионы из щелочи взаимодействуют с ионами водорода ($H^+$) из кислоты, образуя воду:

H$^+$ + OH$^-$ $\rightarrow$ H$_2$O

Ответ: Признак реакции: обесцвечивание малинового раствора. Концентрация гидроксид-ионов уменьшилась.

3. Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Реакция нейтрализации гидроксида натрия серной кислотой:

Молекулярное уравнение:

2NaOH(aq) + H$_2$SO$_4$(aq) $\rightarrow$ Na$_2$SO$_4$(aq) + 2H$_2$O(l)

Полное ионное уравнение:

2Na$^+$(aq) + 2OH$^-$(aq) + 2H$^+$(aq) + SO$_4^{2-}$(aq) $\rightarrow$ 2Na$^+$(aq) + SO$_4^{2-}$(aq) + 2H$_2$O(l)

Сокращенное ионное уравнение:

2OH$^-$(aq) + 2H$^+$(aq) $\rightarrow$ 2H$_2$O(l)

или

OH$^-$(aq) + H$^+$(aq) $\rightarrow$ H$_2$O(l)

Ответ:

Молекулярное: 2NaOH + H$_2$SO$_4$ $\rightarrow$ Na$_2$SO$_4$ + 2H$_2$O

Полное ионное: 2Na$^+$ + 2OH$^-$ + 2H$^+$ + SO$_4^{2-}$ $\rightarrow$ 2Na$^+$ + SO$_4^{2-}$ + 2H$_2$O

Сокращенное ионное: OH$^-$ + H$^+$ $\rightarrow$ H$_2$O

4. В пробирку с раствором хлорида железа(III) по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия до появления признаков реакции, которые отметьте на рисунке, укажите формулы веществ.

Признаком реакции будет образование бурого (коричнево-красного) осадка гидроксида железа(III).

Формулы веществ на рисунке:

Верхняя колба-капельница: NaOH

Нижняя пробирка (начальное вещество): FeCl$_3$

Нижняя пробирка (продукты, основной признак реакции): (Формула) Fe(OH)$_3$ (осадок), (Формула) NaCl (в растворе)

Ответ:

Признак реакции: образование бурого осадка.

Верх: NaOH

Слева: FeCl$_3$

Справа (сверху): Fe(OH)$_3$ (осадок)

Справа (снизу): NaCl

5. Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Реакция между хлоридом железа(III) и гидроксидом натрия:

Молекулярное уравнение:

FeCl$_3$(aq) + 3NaOH(aq) $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$(s) $\downarrow$ + 3NaCl(aq)

Полное ионное уравнение:

Fe$^{3+}$(aq) + 3Cl$^-$(aq) + 3Na$^+$(aq) + 3OH$^-$(aq) $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$(s) $\downarrow$ + 3Na$^+$(aq) + 3Cl$^-$(aq)

Сокращенное ионное уравнение:

Fe$^{3+}$(aq) + 3OH$^-$(aq) $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$(s) $\downarrow$

Ответ:

Молекулярное: FeCl$_3$ + 3NaOH $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$ $\downarrow$ + 3NaCl

Полное ионное: Fe$^{3+}$ + 3Cl$^-$ + 3Na$^+$ + 3OH$^-$ $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$ $\downarrow$ + 3Na$^+$ + 3Cl$^-$

Сокращенное ионное: Fe$^{3+}$ + 3OH$^-$ $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$ $\downarrow$

6. Сделайте вывод о свойствах щелочей как электролитов с учетом результатов исследования.

На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что щелочи (гидроксиды щелочных металлов, например, NaOH) являются сильными электролитами. Это означает, что они практически полностью диссоциируют в водных растворах на ионы ($Na^+$ и $OH^-$ в случае NaOH). Наличие большого количества свободных ионов в растворе объясняет высокую электропроводность щелочей. Благодаря диссоциации на ионы, щелочи активно участвуют в ионно-обменных реакциях:

  • Взаимодействуют с кислотами в реакции нейтрализации, образуя воду и соль (например, $H^+$ + $OH^-$ $\rightarrow$ $H_2O$).
  • Взаимодействуют с солями металлов, образуя нерастворимые гидроксиды металлов в виде осадка (например, $Fe^{3+}$ + $3OH^-$ $\rightarrow$ $Fe(OH)_3$).

Таким образом, сильная диссоциация и образование ионов являются ключевыми свойствами щелочей как электролитов, определяющими их химическую активность в растворах.

Ответ: Щелочи являются сильными электролитами, так как полностью диссоциируют в водных растворах на ионы, обеспечивая высокую электропроводность и активно участвуя в ионно-обменных реакциях (нейтрализация, осаждение нерастворимых гидроксидов).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 11 к тетради для практических работ 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №2 (с. 11), автора: Сечко (Ольга Ивановна), базовый уровень обучения учебного пособия издательства Аверсэв.