Номер 2, страница 11 - гдз по химии 11 класс тетрадь для практических работ Сечко
Авторы: Сечко О. И.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Аверсэв
Год издания: 2021 - 2025
Уровень обучения: базовый
Цвет обложки: зелёный с молекулами
ISBN: 978-985-19-6958-2
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Изучение свойств кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Практическая работа 2 - номер 2, страница 11.
№2 (с. 11)
Решение 2. №2 (с. 11)
1. При помощи универсальной индикаторной бумаги определите pH раствора гидроксида натрия. Составьте уравнение диссоциации гидроксида натрия.
При помощи универсальной индикаторной бумаги pH раствора гидроксида натрия (NaOH) будет в диапазоне 13-14, что соответствует сильной щелочной среде. Это связано с тем, что гидроксид натрия является сильным основанием.
Уравнение диссоциации гидроксида натрия:
NaOH (водн.р-р) $\rightarrow$ Na$^+$ (водн.р-р) + OH$^-$ (водн.р-р)
Ответ:
pH раствора NaOH $\approx$ 13-14. NaOH $\rightarrow$ Na$^+$ + OH$^-$
2. К раствору щелочи объемом 1–2 см$^3$ добавьте две капли раствора фенолфталеина и небольшими порциями приливайте раствор серной кислоты до появления признаков реакции. Укажите признак химической реакции, по которому можно определить, что вы нейтрализовали щелочь. Как изменилась концентрация гидроксид-ионов в растворе после добавления кислоты?
Признаком химической реакции, по которому можно определить, что щелочь нейтрализована, является обесцвечивание раствора. Изначально, в щелочной среде фенолфталеин придает раствору малиновую (или розовую) окраску. При добавлении серной кислоты происходит реакция нейтрализации, и по мере достижения нейтральной или слабокислой среды раствор становится бесцветным.
После добавления кислоты концентрация гидроксид-ионов ($OH^-$) в растворе значительно уменьшилась. Это происходит из-за реакции нейтрализации, в ходе которой гидроксид-ионы из щелочи взаимодействуют с ионами водорода ($H^+$) из кислоты, образуя воду:
H$^+$ + OH$^-$ $\rightarrow$ H$_2$O
Ответ: Признак реакции: обесцвечивание малинового раствора. Концентрация гидроксид-ионов уменьшилась.
3. Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Реакция нейтрализации гидроксида натрия серной кислотой:
Молекулярное уравнение:
2NaOH(aq) + H$_2$SO$_4$(aq) $\rightarrow$ Na$_2$SO$_4$(aq) + 2H$_2$O(l)
Полное ионное уравнение:
2Na$^+$(aq) + 2OH$^-$(aq) + 2H$^+$(aq) + SO$_4^{2-}$(aq) $\rightarrow$ 2Na$^+$(aq) + SO$_4^{2-}$(aq) + 2H$_2$O(l)
Сокращенное ионное уравнение:
2OH$^-$(aq) + 2H$^+$(aq) $\rightarrow$ 2H$_2$O(l)
или
OH$^-$(aq) + H$^+$(aq) $\rightarrow$ H$_2$O(l)
Ответ:
Молекулярное: 2NaOH + H$_2$SO$_4$ $\rightarrow$ Na$_2$SO$_4$ + 2H$_2$O
Полное ионное: 2Na$^+$ + 2OH$^-$ + 2H$^+$ + SO$_4^{2-}$ $\rightarrow$ 2Na$^+$ + SO$_4^{2-}$ + 2H$_2$O
Сокращенное ионное: OH$^-$ + H$^+$ $\rightarrow$ H$_2$O
4. В пробирку с раствором хлорида железа(III) по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия до появления признаков реакции, которые отметьте на рисунке, укажите формулы веществ.
Признаком реакции будет образование бурого (коричнево-красного) осадка гидроксида железа(III).
Формулы веществ на рисунке:
Верхняя колба-капельница: NaOH
Нижняя пробирка (начальное вещество): FeCl$_3$
Нижняя пробирка (продукты, основной признак реакции): (Формула) Fe(OH)$_3$ (осадок), (Формула) NaCl (в растворе)
Ответ:
Признак реакции: образование бурого осадка.
Верх: NaOH
Слева: FeCl$_3$
Справа (сверху): Fe(OH)$_3$ (осадок)
Справа (снизу): NaCl
5. Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Реакция между хлоридом железа(III) и гидроксидом натрия:
Молекулярное уравнение:
FeCl$_3$(aq) + 3NaOH(aq) $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$(s) $\downarrow$ + 3NaCl(aq)
Полное ионное уравнение:
Fe$^{3+}$(aq) + 3Cl$^-$(aq) + 3Na$^+$(aq) + 3OH$^-$(aq) $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$(s) $\downarrow$ + 3Na$^+$(aq) + 3Cl$^-$(aq)
Сокращенное ионное уравнение:
Fe$^{3+}$(aq) + 3OH$^-$(aq) $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$(s) $\downarrow$
Ответ:
Молекулярное: FeCl$_3$ + 3NaOH $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$ $\downarrow$ + 3NaCl
Полное ионное: Fe$^{3+}$ + 3Cl$^-$ + 3Na$^+$ + 3OH$^-$ $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$ $\downarrow$ + 3Na$^+$ + 3Cl$^-$
Сокращенное ионное: Fe$^{3+}$ + 3OH$^-$ $\rightarrow$ Fe(OH)$_3$ $\downarrow$
6. Сделайте вывод о свойствах щелочей как электролитов с учетом результатов исследования.
На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что щелочи (гидроксиды щелочных металлов, например, NaOH) являются сильными электролитами. Это означает, что они практически полностью диссоциируют в водных растворах на ионы ($Na^+$ и $OH^-$ в случае NaOH). Наличие большого количества свободных ионов в растворе объясняет высокую электропроводность щелочей. Благодаря диссоциации на ионы, щелочи активно участвуют в ионно-обменных реакциях:
- Взаимодействуют с кислотами в реакции нейтрализации, образуя воду и соль (например, $H^+$ + $OH^-$ $\rightarrow$ $H_2O$).
- Взаимодействуют с солями металлов, образуя нерастворимые гидроксиды металлов в виде осадка (например, $Fe^{3+}$ + $3OH^-$ $\rightarrow$ $Fe(OH)_3$).
Таким образом, сильная диссоциация и образование ионов являются ключевыми свойствами щелочей как электролитов, определяющими их химическую активность в растворах.
Ответ: Щелочи являются сильными электролитами, так как полностью диссоциируют в водных растворах на ионы, обеспечивая высокую электропроводность и активно участвуя в ионно-обменных реакциях (нейтрализация, осаждение нерастворимых гидроксидов).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 11 к тетради для практических работ 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №2 (с. 11), автора: Сечко (Ольга Ивановна), базовый уровень обучения учебного пособия издательства Аверсэв.