Номер 2, страница 21 - гдз по химии 11 класс тетрадь для практических работ Сечко
Авторы: Сечко О. И.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Аверсэв
Год издания: 2021 - 2025
Уровень обучения: базовый
Цвет обложки: зелёный с молекулами
ISBN: 978-985-19-6958-2
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы». Практическая работа 3 - номер 2, страница 21.
№2 (с. 21)
Решение 2. №2 (с. 21)
Задание 1
Проведите реакцию между растворами хлорида натрия и нитрата серебра. Укажите на рисунке признак химической реакции и формулы веществ.
При проведении реакции между растворами хлорида натрия ($\text{NaCl}$) и нитрата серебра ($\text{AgNO}_3$) наблюдается образование белого творожистого осадка.
- Признак химической реакции: Выпадение белого творожистого осадка.
- Формулы веществ на рисунке:
- Вещество, добавляемое из верхней пробирки (реагент 1): $\text{AgNO}_3$ (нитрат серебра)
- Вещество в нижней пробирке (реагент 2): $\text{NaCl}$ (хлорид натрия)
- Образовавшийся осадок: $\text{AgCl}$ (хлорид серебра)
- Вещество в растворе после реакции: $\text{NaNO}_3$ (нитрат натрия)
1. Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
- Молекулярное уравнение:
$\text{NaCl(aq)} + \text{AgNO}_3\text{(aq)} \rightarrow \text{AgCl(s)} \downarrow + \text{NaNO}_3\text{(aq)}$ - Полное ионное уравнение:
$\text{Na}^+\text{(aq)} + \text{Cl}^-\text{(aq)} + \text{Ag}^+\text{(aq)} + \text{NO}_3^-\text{(aq)} \rightarrow \text{AgCl(s)} \downarrow + \text{Na}^+\text{(aq)} + \text{NO}_3^-\text{(aq)}$ - Сокращенное ионное уравнение:
$\text{Ag}^+\text{(aq)} + \text{Cl}^-\text{(aq)} \rightarrow \text{AgCl(s)} \downarrow$
2. Сделайте вывод о свойствах солей как электролитов.
Соли, такие как хлорид натрия и нитрат серебра, являются сильными электролитами. Это означает, что в водных растворах они практически полностью диссоциируют на ионы. В данном случае, ионы хлорида ($\text{Cl}^-$) из $\text{NaCl}$ и ионы серебра ($\text{Ag}^+$) из $\text{AgNO}_3$ свободно находятся в растворе и вступают в реакцию с образованием нерастворимого соединения ($\text{AgCl}$), которое выпадает в осадок. Способность солей диссоциировать на ионы обуславливает их электропроводность в растворах и возможность участия в ионных реакциях обмена. Ответ:
Задание 2
Проведите реакции, позволяющие доказать качественный состав серной кислоты. Составьте уравнение электролитической диссоциации серной кислоты.
* Уравнение электролитической диссоциации серной кислоты:
$\text{H}_2\text{SO}_4 \rightleftharpoons 2\text{H}^+ + \text{SO}_4^{2-}$ * Серная кислота является сильной кислотой, поэтому значение pH ее раствора будет меньше 7: $\text{pH < 7}$ Ответ:
Подберите реактивы, проведите качественные реакции, определяющие ионы, которые образуются в процессе диссоциации серной кислоты. По результатам исследования заполните таблицу.
| Определяемый ион | Индикатор (название) | Реактив (формула) | Признаки химических реакций |
|---|---|---|---|
| Анион $\text{SO}_4^{2-}$ | $\text{BaCl}_2$ | Выпадение белого мелкодисперсного осадка, нерастворимого в кислотах ($\text{BaSO}_4$). | |
| Катион $\text{H}^+$ | Лакмус | Изменение цвета индикатора (лакмус становится красным). |
1. Составьте уравнение химической реакции определения сульфат-ионов в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
* Молекулярное уравнение:
$\text{H}_2\text{SO}_4\text{(aq)} + \text{BaCl}_2\text{(aq)} \rightarrow \text{BaSO}_4\text{(s)} \downarrow + 2\text{HCl(aq)}$ * Полное ионное уравнение:
$2\text{H}^+\text{(aq)} + \text{SO}_4^{2-}\text{(aq)} + \text{Ba}^{2+}\text{(aq)} + 2\text{Cl}^-\text{(aq)} \rightarrow \text{BaSO}_4\text{(s)} \downarrow + 2\text{H}^+\text{(aq)} + 2\text{Cl}^-\text{(aq)}$ * Сокращенное ионное уравнение:
$\text{Ba}^{2+}\text{(aq)} + \text{SO}_4^{2-}\text{(aq)} \rightarrow \text{BaSO}_4\text{(s)} \downarrow$ Ответ:
2. Сделайте вывод о возможности обнаружения ионов в растворах.
Обнаружение ионов в растворах возможно с помощью специфических качественных реакций. Эти реакции обычно приводят к образованию видимых эффектов, таких как выпадение характерного осадка, выделение газа, изменение цвета раствора или изменение цвета индикатора. Эти признаки позволяют надежно идентифицировать наличие определенных ионов в исследуемом растворе. Ответ:
Задание 3
Определите с помощью качественных реакций выданные вам в пронумерованных пробирках растворы силиката натрия и сульфата натрия. Составьте уравнение электролитической диссоциации силиката натрия. Составьте уравнение электролитической диссоциации сульфата натрия.
* Уравнение электролитической диссоциации силиката натрия:
$\text{Na}_2\text{SiO}_3 \rightleftharpoons 2\text{Na}^+ + \text{SiO}_3^{2-}$ * Уравнение электролитической диссоциации сульфата натрия:
$\text{Na}_2\text{SO}_4 \rightleftharpoons 2\text{Na}^+ + \text{SO}_4^{2-}$ Ответ:
Подберите реактивы, проведите качественные реакции, определяющие ионы, которые образуются в процессе диссоциации предложенных веществ. Результаты исследования запишите в таблицу, указав признаки реакций.
| Вещество | Реактив на силикат-ион ($\text{SiO}_3^{2-}$) (формула) | Признаки химических реакций | Реактив на сульфат-ион ($\text{SO}_4^{2-}$) (формула) | Признаки химических реакций | № пробирки |
|---|---|---|---|---|---|
| Силикат натрия | $\text{HCl}$ | Выпадение белого студенистого осадка кремниевой кислоты ($\text{H}_2\text{SiO}_3$). | 1 | ||
| Сульфат натрия | $\text{BaCl}_2$ | Выпадение белого мелкодисперсного осадка ($\text{BaSO}_4$). | 2 |
1. Составьте уравнение химической реакции определения силикат-ионов в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
* Молекулярное уравнение:
$\text{Na}_2\text{SiO}_3\text{(aq)} + 2\text{HCl(aq)} \rightarrow \text{H}_2\text{SiO}_3\text{(s)} \downarrow + 2\text{NaCl(aq)}$ * Полное ионное уравнение:
$2\text{Na}^+\text{(aq)} + \text{SiO}_3^{2-}\text{(aq)} + 2\text{H}^+\text{(aq)} + 2\text{Cl}^-\text{(aq)} \rightarrow \text{H}_2\text{SiO}_3\text{(s)} \downarrow + 2\text{Na}^+\text{(aq)} + 2\text{Cl}^-\text{(aq)}$ * Сокращенное ионное уравнение:
$2\text{H}^+\text{(aq)} + \text{SiO}_3^{2-}\text{(aq)} \rightarrow \text{H}_2\text{SiO}_3\text{(s)} \downarrow$ Ответ:
2. Составьте уравнение химической реакции определения сульфат-ионов в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
* Молекулярное уравнение:
$\text{Na}_2\text{SO}_4\text{(aq)} + \text{BaCl}_2\text{(aq)} \rightarrow \text{BaSO}_4\text{(s)} \downarrow + 2\text{NaCl(aq)}$ * Полное ионное уравнение:
$2\text{Na}^+\text{(aq)} + \text{SO}_4^{2-}\text{(aq)} + \text{Ba}^{2+}\text{(aq)} + 2\text{Cl}^-\text{(aq)} \rightarrow \text{BaSO}_4\text{(s)} \downarrow + 2\text{Na}^+\text{(aq)} + 2\text{Cl}^-\text{(aq)}$ * Сокращенное ионное уравнение:
$\text{Ba}^{2+}\text{(aq)} + \text{SO}_4^{2-}\text{(aq)} \rightarrow \text{BaSO}_4\text{(s)} \downarrow$ Ответ:
3. Сделайте вывод о возможности обнаружения ионов в растворах.
Качественные реакции являются эффективным методом для идентификации различных ионов в растворах. Они основаны на наблюдении характерных изменений, таких как образование осадков, выделение газов или изменение цвета, которые позволяют однозначно определить наличие конкретных ионов. Это делает возможным различить и идентифицировать вещества, даже если они выглядят одинаково в растворе. Ответ:
Задание 4
Определите при помощи качественных реакций выданные вам в пронумерованных пробирках минеральные удобрения: хлорид калия, карбонат калия (поташ). Перед началом работы проверьте, растворимы ли в воде выданные вам соли, а затем проведите качественные реакции на ионы, находящиеся в растворе. Результаты исследований растворов веществ занесите в таблицу: укажите признаки химических реакций, запишите формулу определяемого иона. Если реакция невозможна, в соответствующей графе поставьте прочерк.
* Растворимость: Обе соли, хлорид калия ($\text{KCl}$) и карбонат калия ($\text{K}_2\text{CO}_3$), хорошо растворимы в воде.
| № пробирки | Растворимость | Реактив: Нитрат серебра ($\text{AgNO}_3$) | Реактив: Соляная кислота ($\text{HCl}$) | Название и формула вещества | ||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Реактив | Признаки химических реакций / Формула иона | Реактив | Признаки химических реакций / Формула иона | |||
| 1 | Растворима | $\text{AgNO}_3$ | Выпадение белого творожистого осадка ($\text{AgCl}$). Ион: $\text{Cl}^-$ | Прочерк | Хлорид калия ($\text{KCl}$) | |
| 2 | Растворима | Прочерк | $\text{HCl}$ | Выделение газа без цвета и запаха ($\text{CO}_2$). Ион: $\text{CO}_3^{2-}$ | Карбонат калия ($\text{K}_2\text{CO}_3$) | |
1. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
* Для определения $\text{Cl}^-$ в хлориде калия ($\text{KCl}$), пробирка 1:
* Молекулярное уравнение:
$\text{KCl(aq)} + \text{AgNO}_3\text{(aq)} \rightarrow \text{AgCl(s)} \downarrow + \text{KNO}_3\text{(aq)}$ * Полное ионное уравнение:
$\text{K}^+\text{(aq)} + \text{Cl}^-\text{(aq)} + \text{Ag}^+\text{(aq)} + \text{NO}_3^-\text{(aq)} \rightarrow \text{AgCl(s)} \downarrow + \text{K}^+\text{(aq)} + \text{NO}_3^-\text{(aq)}$ * Сокращенное ионное уравнение:
$\text{Ag}^+\text{(aq)} + \text{Cl}^-\text{(aq)} \rightarrow \text{AgCl(s)} \downarrow$ * Для определения $\text{CO}_3^{2-}$ в карбонате калия ($\text{K}_2\text{CO}_3$), пробирка 2:
* Молекулярное уравнение:
$\text{K}_2\text{CO}_3\text{(aq)} + 2\text{HCl(aq)} \rightarrow 2\text{KCl(aq)} + \text{H}_2\text{O(l)} + \text{CO}_2\text{(g)} \uparrow$ * Полное ионное уравнение:
$2\text{K}^+\text{(aq)} + \text{CO}_3^{2-}\text{(aq)} + 2\text{H}^+\text{(aq)} + 2\text{Cl}^-\text{(aq)} \rightarrow 2\text{K}^+\text{(aq)} + 2\text{Cl}^-\text{(aq)} + \text{H}_2\text{O(l)} + \text{CO}_2\text{(g)} \uparrow$ * Сокращенное ионное уравнение:
$\text{CO}_3^{2-}\text{(aq)} + 2\text{H}^+\text{(aq)} \rightarrow \text{H}_2\text{O(l)} + \text{CO}_2\text{(g)} \uparrow$ Ответ:
2. Сделайте вывод.
Проведение качественных реакций является эффективным и надежным методом для идентификации различных ионов и, следовательно, веществ в растворах. Используя специфические реактивы, которые вызывают характерные и легко наблюдаемые изменения (например, образование осадков или выделение газов), можно точно определить состав неизвестных веществ. Этот подход позволяет четко различить внешне схожие растворы. Ответ:
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 21 к тетради для практических работ 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №2 (с. 21), автора: Сечко (Ольга Ивановна), базовый уровень обучения учебного пособия издательства Аверсэв.