Номер 2, страница 46 - гдз по химии 11 класс тетрадь для практических работ Сечко
Авторы: Сечко О. И.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Аверсэв
Год издания: 2021 - 2025
Уровень обучения: повышенный
Цвет обложки: зелёный с молекулами
ISBN: 978-985-19-6676-5
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». Практическая работа № 6 - номер 2, страница 46.
№2 (с. 46)
Решение 2. №2 (с. 46)
Задание 1
Исследуйте действие хлороводородной кислоты на металлы: железо и медь.
1. Запишите ваши действия, укажите признаки химической реакции. Дайте объяснение наблюдаемым явлениям.
Действия: В две отдельные пробирки помещают по небольшому количеству железных опилок и медной стружки. В каждую пробирку добавляют по несколько миллилитров раствора хлороводородной кислоты ($HCl$).
Наблюдения и объяснения:
При добавлении хлороводородной кислоты к железным опилкам наблюдается: выделение пузырьков газа (водорода), железные опилки постепенно растворяются, раствор приобретает бледно-зеленый цвет. Это происходит потому, что железо является активным металлом, стоящим в ряду активности металлов до водорода. Оно вытесняет водород из кислоты, образуя соль – хлорид железа(II).
При добавлении хлороводородной кислоты к медной стружке наблюдается: никаких видимых изменений не происходит, газ не выделяется, медь не растворяется. Это объясняется тем, что медь является неактивным металлом, который стоит в ряду активности металлов после водорода и не способен вытеснять его из кислот-неокислителей, таких как хлороводородная кислота.
2. Составьте уравнение химической реакции, укажите окислитель и восстановитель.
Для железа: Молекулярное уравнение: $Fe + 2HCl \rightarrow FeCl_2 + H_2 \uparrow$
В данной реакции: Окислитель: ионы водорода ($H^+$) в составе $HCl$. Степень окисления водорода изменяется от $+1$ до $0$. $2H^+ + 2e^- \rightarrow H_2^0$
Восстановитель: железо ($Fe$). Степень окисления железа изменяется от $0$ до $+2$. $Fe^0 - 2e^- \rightarrow Fe^{2+}$
Для меди: Реакция не идет.
3. Сделайте вывод о свойствах металлов.
Металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода (активные металлы), способны взаимодействовать с кислотами-неокислителями (например, хлороводородной кислотой) с выделением водорода. Металлы, расположенные после водорода (неактивные металлы), не взаимодействуют с такими кислотами.
Задание 2. Используя щелочь, установите, в какой из выданных пронумерованных пробирок находится раствор каждого вещества: хлорида железа(III) и хлорида кальция. Результаты наблюдений запишите в таблицу. Обратите внимание, что растворы солей отличаются по цвету.
Определение веществ:
Хлорид железа(III) ($FeCl_3$) имеет желто-коричневый цвет раствора.
Хлорид кальция ($CaCl_2$) представляет собой бесцветный раствор.
Для определения веществ в каждую пробирку добавляют раствор щелочи, например, гидроксида натрия ($NaOH$).
Наблюдения:
В пробирке с раствором хлорида железа(III) ($FeCl_3$) при добавлении $NaOH$ образуется бурый студенистый осадок гидроксида железа(III) ($Fe(OH)_3$).
В пробирке с раствором хлорида кальция ($CaCl_2$) при добавлении $NaOH$ образуется белый осадок гидроксида кальция ($Ca(OH)_2$).
1. Составьте уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Для хлорида железа(III):
Молекулярное: $FeCl_3 + 3NaOH \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow + 3NaCl$
Полное ионное: $Fe^{3+} + 3Cl^- + 3Na^+ + 3OH^- \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow + 3Na^+ + 3Cl^-$
Сокращенное ионное: $Fe^{3+} + 3OH^- \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow$
Для хлорида кальция:
Молекулярное: $CaCl_2 + 2NaOH \rightarrow Ca(OH)_2 \downarrow + 2NaCl$
Полное ионное: $Ca^{2+} + 2Cl^- + 2Na^+ + 2OH^- \rightarrow Ca(OH)_2 \downarrow + 2Na^+ + 2Cl^-$
Сокращенное ионное: $Ca^{2+} + 2OH^- \rightarrow Ca(OH)_2 \downarrow$
2. Сделайте вывод о свойствах ионов металлов.
Ионы некоторых металлов (особенно ионы тяжелых металлов или металлов, образующих малорастворимые гидроксиды) при взаимодействии с гидроксид-ионами образуют нерастворимые или малорастворимые гидроксиды, которые выпадают в осадок. Цвет этих осадков часто является характерным признаком, что позволяет использовать эту реакцию для качественного определения ионов металлов в растворе.
Задание 3. Из сульфата цинка с помощью реакции обмена получите гидроксид цинка и докажите его амфотерность.
Получение гидроксида цинка.
К раствору хлорида цинка по каплям добавляем раствор щелочи (например, гидроксида натрия) до образования белого студенистого осадка, представляющего собой гидроксид цинка.
Формула: $Zn(OH)_2$
Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное: $ZnCl_2 + 2NaOH \rightarrow Zn(OH)_2 \downarrow + 2NaCl$
Полное ионное: $Zn^{2+} + 2Cl^- + 2Na^+ + 2OH^- \rightarrow Zn(OH)_2 \downarrow + 2Na^+ + 2Cl^-$
Сокращенное ионное: $Zn^{2+} + 2OH^- \rightarrow Zn(OH)_2 \downarrow$
Доказательство амфотерного характера гидроксида цинка.
Разделите осадок на две части и поместите в разные пробирки.
а) К осадку гидроксида цинка в пробирке № 1 приливаем раствор сильной кислоты (например, хлороводородной кислоты) до растворения осадка.
В данной реакции гидроксид цинка проявляет основные свойства.
Формула и название продукта реакции: $ZnCl_2$ (хлорид цинка) и $H_2O$ (вода).
Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное: $Zn(OH)_2 + 2HCl \rightarrow ZnCl_2 + 2H_2O$
Полное ионное: $Zn(OH)_2 \downarrow + 2H^+ + 2Cl^- \rightarrow Zn^{2+} + 2Cl^- + 2H_2O$
Сокращенное ионное: $Zn(OH)_2 \downarrow + 2H^+ \rightarrow Zn^{2+} + 2H_2O$
б) К осадку гидроксида цинка в пробирке № 2 приливаем избыток раствора щелочи (например, гидроксида натрия) до растворения осадка.
В данной реакции гидроксид цинка проявляет кислотные свойства.
Формула и название продукта реакции: $Na_2[Zn(OH)_4]$ (тетрагидроксоцинкат натрия).
Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное: $Zn(OH)_2 + 2NaOH \rightarrow Na_2[Zn(OH)_4]$
Полное ионное: $Zn(OH)_2 \downarrow + 2Na^+ + 2OH^- \rightarrow 2Na^+ + [Zn(OH)_4]^{2-}$
Сокращенное ионное: $Zn(OH)_2 \downarrow + 2OH^- \rightarrow [Zn(OH)_4]^{2-}$
2. Сделайте вывод о получении и свойствах гидроксидов некоторых металлов.
Нерастворимые гидроксиды металлов могут быть получены реакциями обмена между растворами солей соответствующего металла и щелочами. Гидроксиды некоторых металлов (например, цинка, алюминия, хрома(III)) являются амфотерными, то есть проявляют двойственные свойства: они способны реагировать как с кислотами (проявляя основные свойства), так и с сильными щелочами (проявляя кислотные свойства, образуя комплексные соли).
Задание4. Проведите реакции согласно схеме: сульфат меди(II) $\rightarrow$ гидроксид меди(II) $\rightarrow$ хлорид меди(II) $\rightarrow$ медь.
А) сульфат меди(II) $\rightarrow$ гидроксид меди(II).
Запишите формулу и название реактива: $NaOH$ (гидроксид натрия)
1. Укажите признаки химической реакции.
При добавлении раствора гидроксида натрия к раствору сульфата меди(II) образуется синий студенистый осадок гидроксида меди(II).
2. Составьте уравнение химической реакции.
Молекулярное: $CuSO_4 + 2NaOH \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4$
Полное ионное: $Cu^{2+} + SO_4^{2-} + 2Na^+ + 2OH^- \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow + 2Na^+ + SO_4^{2-}$
Сокращенное ионное: $Cu^{2+} + 2OH^- \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow$
Б) гидроксид меди(II) $\rightarrow$ хлорид меди(II).
Запишите формулу и название реактива: $HCl$ (хлороводородная кислота)
1. Укажите признаки химической реакции.
При добавлении хлороводородной кислоты к осадку гидроксида меди(II) синий осадок растворяется, образуя прозрачный голубой раствор.
2. Составьте уравнение химической реакции.
Молекулярное: $Cu(OH)_2 + 2HCl \rightarrow CuCl_2 + 2H_2O$
Полное ионное: $Cu(OH)_2 \downarrow + 2H^+ + 2Cl^- \rightarrow Cu^{2+} + 2Cl^- + 2H_2O$
Сокращенное ионное: $Cu(OH)_2 \downarrow + 2H^+ \rightarrow Cu^{2+} + 2H_2O$
В) хлорид меди(II) $\rightarrow$ медь.
Запишите формулу и название реактива: $Fe$ (железо)
1. Укажите признаки химической реакции.
При погружении железного предмета (например, гвоздя) в раствор хлорида меди(II) на его поверхности появляется красноватый налет меди, а сам железный предмет постепенно растворяется. Раствор изменяет свой голубой цвет на бледно-зеленый (цвет хлорида железа(II)).
2. Составьте уравнение химической реакции.
Молекулярное: $CuCl_2 + Fe \rightarrow FeCl_2 + Cu \downarrow$
Полное ионное: $Cu^{2+} + 2Cl^- + Fe \rightarrow Fe^{2+} + 2Cl^- + Cu \downarrow$
Сокращенное ионное: $Cu^{2+} + Fe \rightarrow Fe^{2+} + Cu \downarrow$
3. Сделайте вывод о взаимосвязи соединений металлов.
Соединения металлов взаимосвязаны и могут быть получены друг из друга посредством различных типов химических реакций, таких как реакции обмена, реакции разложения, окислительно-восстановительные реакции. Это позволяет осуществлять цепочки химических превращений, демонстрируя многообразие химических свойств металлов и их соединений.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 46 к тетради для практических работ 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №2 (с. 46), автора: Сечко (Ольга Ивановна), повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Аверсэв.